Традиционная встреча ВЧЕТВЕРГВЧЕТЫРЕ оказалась на самом деле совсем не традиционной: на вопросы юных журналистов отвечала заместитель министра образования и науки Алтайского края Лариса Терновая. Мы говорили больше двух часов и выяснили все, что нас интересовало и про ЕГЭ, и про ВПР, и про то, каким должно быть правильное расписание уроков, и про то, как ученики могут участвовать в делах школы.
ЕГЭ, ВПР, ФГОС и прочие аббревиатуры
Проблемы, связанные с единым государственным экзаменом (ЕГЭ) и всероссийской проверочной работой (ВПР), волновали не только самистов: именно с этими испытаниями была связана большая часть вопросов, пришедших накануне встречи в редакцию из разных городов и районов Алтайского края. Помочь разобраться в этих вещах постаралась Лариса Станиславовна.
— ВПР — это не экзамен, а обычная контрольная работа, — говорит Лариса Терновая.
Многие учителя и родители воспринимают ее как экзамен, оттого у детей и появляется лишнее волнение, а это всего лишь проверка знаний по тому или иному предмету, которая, по словам Ларисы Станиславовны, нужна для того, чтобы учитель мог понять, что мы усвоили хорошо, а в чем есть проблемы, и помочь нам восполнить какие-то пробелы в знаниях. Всероссийская проверочная работа помогает выявить дефицит знаний не только у учеников, но и у учителей: как они доносят предмет до школьников и могут ли они нам помочь в решении каких-то задач.
Много вопросов было связано с тем, что ВПР пишут и одиннадцатиклассники, которые усиленно готовятся к ЕГЭ и которым лишние испытания вроде бы ни к чему. Лариса Станиславовна подчеркнула, что проверочные работы они пишут только по тем предметам, которые не сдают в рамках ЕГЭ, и рассказала, какой выход из ситуации находят хитрые умы, чтобы не писать ВПР по не нужным им дисциплинам: ребята выбирают все предметы для сдачи единого государственного экзамена, ну а потом отказываются от сдачи «лишних» экзаменов.
Моя подруга по редакции рассказала, что, будучи семиклассницей, она напишет нынче ВПР аж по 8 школьным предметам, что вызывает у всех ровесников не только недоумение, но и негодование. Лариса Терновая успокоила, что в этом году просто так совпало, так как в диапазон ВПР добавились новые предметы, и хочется надеяться, что в следующем году седьмым классам повезет больше.
Разговор зашел и о КИМах (контрольно-измерительных материалах). Некоторые учащиеся столкнулись с такой проблемой, что их учителя не могут решить задания единого государственного экзамена.
— Когда вводили ЕГЭ, я работала учителем русского языка и литературы, и в первый год читала задания и была удивлена: они были примитивными, — говорит Лариса Терновая.
Она рассказала, что контрольно-измерительные материалы каждый год преобразуются и над ними работает целая команда. По словам Ларисы Станиславовны. в этом году учащимся одиннадцатых классов повезло, потому что некоторые задания изменены: если в предыдущие годы они были таковы, что для успешного решения школьники должны были проработать определенную тему, то теперь задания совсем другие: они больше опираются на мышление и на логику сдающих экзамен.
На многочисленные вопросы о том, почему для подготовки к ЕГЭ необходимо заниматься с репетиторами, на специальных подготовительных курсах, замминистра возразила, что к ЕГЭ должна готовить и готовит школа. Она убеждена, что нет необходимости готовиться непосредственно к ЕГЭ: для того чтобы успешно его сдать, достаточно хорошо знать школьный материал, уметь в нем ориентироваться и размышлять по его поводу. И тогда никакое натаскивание, как часто называют подготовку к ЕГЭ, не нужно в принципе.
Важная проблема — это и уровень подготовки педагогов, потому что они не только сами должны уметь решать задания КИМов, но и научить этому своих учеников.
Еще один проблемный момент — случается так, что задания ЕГЭ опираются на тот материал, который тот или иной школьник не проходил в школе. По словам замминистра, все дело в том, что сейчас огромное количество учебников и все они разные.
— Нужно выстраивать учебные линии, чтобы во всей стране детей учили по одним учебникам, — говорит Лариса Терновая. Она убеждена, что когда произойдет такое преобразование, школьники всех школ будут находиться в одном образовательном пространстве и в КИМах не будет тех вопросов, которых не изучал тот или иной ученик.
Жаловаться или не жаловаться — вот в чем вопрос
Одна из журналисток «Сами» в девятом классе на основном государственном экзамене — ОГЭ столкнулась с такой проблемой: задание было сформулировано некорректно, поэтому дать на него правильный ответ было невозможно в принципе. И девушке из-за этого не хватило одного балла до пятерки. Как же быть в такой ситуации и куда бежать, если апелляция таких ситуаций не предполагает?
Лариса Станиславовна подтвердила, что подобные проблемы не входят в круг вопросов, разрешаемых апелляционной комиссией. Она рассказала, что, столкнувшись с такой проблемой, нужно обращаться в министерство или же в Рособрнадзор с письмом, которое пишется как обращение. В нем надо максимально аргументированно изложить мысль о том, что задание сформулировано некорректно. По словам замминистра, не стоит ждать, что потерянный вами балл быстро вам вернут — это длительная процедура: письмо поступает к разработчикам, они его рассматривают и принимают решение. Лариса Станиславовна помнит два или три случая, когда выпускники в Алтайском крае обращались с такими жалобами, но положительных решений она не помнит: обычно разработчики пишут, что задание составлено верно, неверен ваш ответ. Однако если не пытаться ничего изменить — ничего и не изменится: если вы уверены в своей правоте, обращаться с просьбой разрешить ситуацию все же нужно. Возможно, вы станете первым счастливчиком в Алтайском крае, которому вернут заветный балл.
Шпрехен зи инглиш?
Немало вопросов было связано с введением второго иностранного языка, многие вопросы содержали рассказ о ситуации, которая демонстрировала нелепость и бесполезность его изучения: где-то уроки ведутся без деления на группы — в классе из тридцати человек; где-то учеников заставляют самостоятельно учить учебник; где-то за год пробежались по учебникам за три класса, для того чтобы «догнать»…
Лариса Терновая рассказала, что второй иностранный язык был введен в рамках ФГОС (Федерального го-
сударственного образовательного стандарта) и целью его введения было просто общее ознакомление учащихся.
— Я учила, к сожалению, только немецкий, у меня возможности изучения английского языка не было, потом он пришел уже во взрослой жизни, — делится Лариса Станиславовна. Она убеждена, что изучение иностранных языков просто необходимо современным молодым людям, это серьезно расширяет их возможности самореализации во всех сферах жизни: и в работе, и в путешествиях, и в знакомстве с зарубежными книгами, фильмами… При этом никто не требует, чтобы дети разговаривали на двух языках свободно: кому-то легко дается второй язык, а кому-то нет. По словам Ларисы Терновой, изучать или не изучать второй язык — вопрос не стоит, проблема в другом — в нехватке учителей иностранного языка в школах.
Даешь пятидневку в одну смену!
Вопрос о переводе школ Алтайского края на занятия в одну смену стоит давно и остро, но на данный момент так работают школы только 35 муниципалитетов из 69. Лариса Терновая объяснила, что в разных муниципалитетах эта проблема решается с разной степенью успешности: где-то школьников не очень много и перевести их всех в одну смену не так и сложно, а где-то наоборот. Сложнее всего решить этот вопрос в Барнауле — самом густонаселенном городе региона. Однако и здесь проблема решается — постепенно и поэтапно. Сегодня задача состоит в том, чтобы перевести в первую смену учеников начальной школы. Перевести массово всех в одну смену действительно очень сложно. Ежегодно в Барнауле открывается хотя бы одна, а нередко 2-3 новые школы.
— Сколько бы мы сегодня ни планировали открыть мест, к сожалению, удовлетворить потребность всех желающих уйти на односменку пока очень сложно, — комментирует Лариса Терновая. Она говорит, что, помимо строительства новых школ, запланировано очень много пристроек к школам, в частности — в городе Барнауле, это поможет хотя бы частично решить данную проблему.
Помимо перехода на учебу в одну смену, ученики мечтают и о переходе на пятидневную учебную неделю. Лариса Терновая объяснила, что проблема состоит в том же — в нехватке учебных помещений, и рассказала, что руководство школы само выбирает, как организовывать обучение: в рамках пятидневной недели или шестидневной. По словам Ларисы Станиславовны, расписание должно быть сбалансированным, оно должно составляться так, чтобы ученики не были перегружены.
На что мы имеем право?
Ребята из медиаобъединения «Школа NEWS» прислали фотографию, на которой мы увидели их кабинет географии с протекающим потолком. Они рассказали, что такая картина во все кабинетах второго этажа школы. По поводу этой проблемы ребята задали действительно неожиданный вопрос: могут ли они, как журналисты школьной газеты, освещать подобные вещи и как они могут помочь школе. Лариса Терновая рассказала, что по уставу школы ученики входят в попечительский или в управляющий совет, что во всех школах действуют органы самоуправления учащихся (например, советы старшеклассников). Это все придумано специально для того, чтобы дети могли участвовать в решении вопросов, которые касаются из жизнедеятельности в образовательном учреждении. Правда, примеров успешного и эффективного участия детей в управлении школой Лариса Станиславовна не привела.
Современные технологии — в современную школу
В беседе был затронут вопрос о разработке проекта Яндекс.Учебник для начальной школы. Станет ли он частью школьной программы?
— На сегодняшний день, действительно, работа в этом направлении ведется, — отвечает Лариса Станиславовна. — Нет гарантии, что это станет для всех доступным и будет применяться, но практически ежедневно добавляются новые участники. У нас в большом количестве школ программа уже внедряется, но говорить о том, что это станет в ближайшее время абсолютно доступным, пока, к сожалению, мы не можем.
Некоторые школьники столкнулись с проблемой электронного журнала: в период выставления оценок невозможно их не только посмотреть — из-за перегрузки портала учителя не могут даже выставить их. По словам Ларисы Терновой, в рамках ЦОС (цифровой образовательной среды) планируется создать платформу, которая позволит абсолютно всем электронным ресурсам работать на совершенно новом уровне. Проблема в том, что в большинстве школ устаревшая техника, и поэтому в рамках проекта произойдет замена оборудования, будут поставлены новые компьютеры и проведен высокоскоростной интернет.
29,440 Всего просмотров, 12 просмотров сегодня