Статус: не реализован

Проблема пустых торговых центров – одна из самых обсуждаемых тем края в последние несколько лет. Причем поднимается она не только среди жителей Алтая, но и в самых «верхах». Не так давно, в мае этого года, депутат алтайского Законодательного собрания Андрей Щукин предложил вовсе запретить строительство новых торговых точек в Барнауле. Несмотря на это, коллекция полупустых городских ТРЦ продолжает пополняться.

 — Понастроили тут всяких башен, — вздыхает пенсионер Валерий Лукич, выкладывая рассаду на прилавок. – А нам куда прикажете деваться? Снесли целый рынок, а теперь ставят шесть палаток и благодарностей ждут…

Когда-то Валерий Лукич торговал на Первомайском рынке. Но несколько лет назад его снесли и возвели на этом месте еще один торговый центр, который, по-видимому, просто необходим нашему городу.

 — Раньше нас с самой дороги было видно, — продолжает пенсионер. – Люди шли мимо и покупали у нас овощи и фрукты. А теперь нам выделили шесть прилавков на двенадцать человек за этой новой высоткой, и никто к нам не ходит.

Под «этой новой высоткой» мужчина подразумевает торговый центр «Гулливер парк» на Красноармейском проспекте, который откроется в этом году.

Китайские отговорки

Вместе с Валерием Лукичом на задворках «Гулливера» торгует и Людмила Карповна. Услышав, что к ним пришел журналист, пенсионерка начинает торопливо рассказывать, как их с разных торговых точек отправили сюда, на маленький пятачок земли за 17-этажным зданием.

 — Я раньше на площади Спартака торговала. Так нас оттуда выгнали, сказали, что там будут убирать все автобусы и строить что-то для китайцев, туризм продвигать, — вздыхает бабушка. – Сплошные отговорки. Твердят, что всего два месяца осталось, смысла нам располагаться нет. А нам бы хоть один месяц дали! Мы бы сразу и продали рассаду.

 — А у нее сын инвалид и пенсия маленькая, — шепчет мне Валерий Лукич.

 — У нас здесь вся рассада гибнет, — продолжает Людмила Карповна. – Мы ведь специально с февраля все растим, своими руками эти овощи высаживаем. А нас с точек выгоняют. И ради чего? – показывает рукой на «Гулливер парк».

Где Макар телят не пас

За последние два года в Барнауле уже открылось пять крупных торговых центров, еще три собираются принять посетителей в этом полугодии. Достаточно вспомнить, что такие торгово-развлекательные центры, как «Арена» и «Праздничный», на данный момент заполнены лишь на треть, постепенно теряя своих арендаторов. Так в феврале компания «Media Markt» закрыла свой единственный барнаульский магазин, расположенный в ТРЦ «Арена». Как считают эксперты портала amic.ru, это произошло из-за невысокой популярности торгового центра среди покупателей.

«Так открылись там, где Макар телят не пас, и теперь закрываются, потому что трафика нет. Кто в аэропорт-то специально поедет?» — оставил комментарий на все том же сайте amic.ru пользователь под ником Берти Вустер.

«Проклятое место, там кладбище было, скифов,» — отвечает ему анонимный читатель интернет-портала.

У каждого своя причина не посещать тот или иной торговый центр. Один верит в потревоженных скифских духов, другому не хочется ехать из центра на самую окраину, а у кого-то просто-напросто нет лишних сбережений для шоппинга в крупном ТРЦ. 

По данным опроса, проведенного мной в социальных сетях, именно последняя причина является решающей в вопросе посещения или непосещения торговых центров. Несмотря на это, более сорока процентов опрошенных посещают различные ТРЦ от трех до пяти раз в месяц. Так, например, ученица 10 класса Лекомцева Валерия ходит в «Арену» практически каждую неделю.  Как признается девушка, в этом торговом центре ее больше всего привлекают магазины, которые нельзя найти в других ТЦ, например, H&M.

 — Мне нравится торговый центр Арена, потому что в нем есть магазины, которых больше нет в нашем городе, — говорит Валерия. — Торговый центр имеет хороший кинотеатр, фудкорт и зону для развлечений, где мы можем хорошо провести время с семьёй или друзьями.

Но всё-таки популярность самого крупного в Барнауле торгового комплекса заметно падает, и скоро не останется людей, которые еще не посмотрели на стеклянный лифт, крутящийся фонтан и разноцветных бабочек под потолком.

С точки зрения экономики

Пожалуй, самым важным вопросом темы строительства и реализации новых торговых центров, можно назвать вопрос об их необходимости в период кризиса. Во времена трудного финансового положения, в котором сейчас находится страна, не совсем логично вкладываться в новые торговые павильоны. По данным опроса, пятьдесят шесть процентов жителей города не посещают ТРЦ только из-за недостатка средств.

По словам руководителя агентства недвижимости «Ключ-риэлт» Константина Никитеева, спрос на новые торговые площади падает:

 — Барнаул находится в общероссийском тренде — действительно на рынке растет доля вакантных коммерческих площадей, в том числе торговых. Но если раньше у предпринимателя было 5-7 торговых точек, то сейчас он оставляет 2-3 наиболее рентабельные. Предпочтение отдается раскрученным торговым объектам, — рассказал он изданию Алтапресс.

Как считает другой эксперт, ответственный за аренду в ТЦ «Пионер» Марк Хафизов, падение спроса на новые торговые площади происходит и по другой причине:

 — Золотой век торговых центров прошел. В 2008–2010 годах еще имелись международные компании, которые пока не были представлены в стране. Тогда бизнесмены увидели успех торговых центров, и у нас кратно выросло строительство таких объектов. И предложений на рынке оказалось больше, чем нужно. Сегодня ниш, которые можно было бы занять новыми именами, почти не осталось.

Также специалист считает, что Барнаул пока не готов к такому количеству торговых объектов, поэтому в скором времени масштабная стройка, охватившая весь город, сбавит темп.

Нашлась и третья причина, которую подтвердили более девяти процентов опрошенных:

 — Падение популярности торговых центров вызвано экономическим кризисом, — рассказывает ведущий менеджер одной из крупнейших алтайских торговых компаний, пожелавший остаться неизвестным читателям. – Павильоны пустуют из-за того, что к ним не приходят покупатели. Последние же не ходят в подобные магазины из-за пустующих витрин. Получается замкнутый круг, выбраться из которого в условиях текущей экономической ситуации практически невозможно.

 — То есть, когда Россия выйдет из кризиса, можно ожидать вторую волну активности застройщиков и арендаторов?

 — Да, безусловно, — отвечает менеджер.

Американский опыт на русской земле

В поисках информации о новых торговых центрах и интервью с различными специалистами я пролистала весь алтайский интернет. Листала до тех пор, пока не наткнулась на комментарий:

«Владельцам барнаульских ТЦ было бы полезно познакомиться с опытом американских коллег,» — написал пользователь Главный скептик на сайте altapress.ru и прикрепил к записи ссылку.

Перейдя по этой ссылке, можно увидеть занимательный материал о заброшенных американских торговых центрах. Фотографии, помещения на которых так напоминают «Арену» и «Огни», демонстрируют разруху и пустоту, вызывая мурашки. А ведь все городские торговые площади – это лишь часть того, что планировалось и до сих пор планируется построить. Представьте, как часто мы встречали бы мерцающую рекламу, если бы все они были реализованы.

Так вот, смотришь ты на эти фотографии и вспоминаешь ТОЦ «Plaza», который пустует с 2013 года, и ТЦ «Майский», который явно умирает, не выдерживая конкуренции. Казалось бы, если городу нужны новые торговые точки, то почему бы не взять эти здания?

Видимо, городу нужно совсем не это.

Еще материалы

Там, где не ступала нога человека

Если задать вопрос: «Что такое заповедник?», многие ответят, что это природоохранная зона, на которой запрещено находиться. Действительно, так и есть. Но каждый представляет его по-разному.

Читать далее

Этот пазл до нас еще не собирали

Почти год мы создавали интерактивную карту «Наш вклад в победу». Дополнять и редактировать ее можно бесконечно, но осознание, что теперь это уже не страницы информации,

Читать далее

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *