Евгения хотела выступать, уже когда поступала на факультет актерского мастерства: петь, танцевать, играть в спектаклях – лишь бы быть на сцене. «У людей с актерскими данными есть такая мания, и это нормально», – поясняет актриса. Она окончила
театральное училище и пришла в «Сказку» на время. Вскоре Евгения увидела, как кукла может очаровать, и поняла, что не хочет работать в других жанрах. «Эта камерность, трюки, искусство меня привлекают больше. Могу сказать, что театр куклы
намного интереснее, чем другие виды театров. Здесь больше возможностей: сделать любую куклу, оживить любой предмет, показать то, чего в других театрах не увидишь».
Актриса уверена, что сможет работать с куклами до конца ее
жизни – это интересно, нужно и вечно: «Я не боюсь быть невостребованной». Ведь Евгения Пухова – большой фантазер, а не просто исполнитель: может сшить куклы и придумать сказку, может поставить моноспектакль, выйти на площадь и показать
его. Да и театральная сфера настолько обширная, что профессионал всегда найдет себе место.
«Большинство артистов мечтают о больших ролях, но меня это не так волнует. Видимо, я другая», – признается Евгения. По мнению актрисы,
во многих коллективах «обычных театров» присутствует тщеславие. Работникам ее театра тоже свойственно некое самолюбие, но не более того. Любой артист здесь может играть как главную роль, так и самую незначительную. Можно сказать, театр
кукол успешно борется с эгоизмом, потому что, как говорит Евгения Пухова: «Не ты звезда, а твоя кукла – звезда».
«Актер – это машина с набором рычагов, которыми он должен владеть, чтобы показать ту или иную эмоцию, – считает
артистка. – На протяжении всей своей жизни он изучает себя, свои рычаги». Процесс такого самопознания она называет актерской кухней.
Помимо эмоций, кукольникам нужно контролировать и свое тело. Артисты долго держат тяжелые
куклы на весу, поэтому у них часто затекают руки, особенно, когда идут спектакли с долгой подготовкой. «Порой просыпаешься оттого, что не знаешь где твоя рука», – с улыбкой говорит актриса. Кукловодам рекомендуют посещать массажиста два
раза в год. На наш вопрос, следуют ли артисты рекомендациям, женщина честно, со смешком, ответила: «Нет».
Некоторые артисты разговаривают со своими деревянными «коллегами», извиняются перед ними, если случайно уронят. «А я
не хочу делать из куклы идола. Да, я люблю кукол, это произведение искусства, но оживляем их мы, а они – просто инструмент. Простите, вся романтика пропала», – призналась Евгения.
Быть кукольником, вопреки стереотипам, не
легче, чем просто актером театра. Не каждый сможет принять загруженный график, вызвать доверие у зрителя, да и освоить куклу – дело не одного года. Но Евгения Пухова уверена, что несмотря на все сложности, эта работа очаровывает и приносит
удовольствие. И для актрисы главная радость – это осознание того, что театр воспитывает детей и учит их чему-то хорошему.
Анастасия Сенина, 9
класс, Гимназия №3, г. Рубцовск
Софья Бобровская, 8
класс, Егорьевская СОШ, с. Новоегорьевское, Егорьевский район
Красные бархатные кулисы, а за ними массивная потертая лестница, которая будто бы ведет на чердак. «Ребята только тихо», – шепчет Евгения Пухова, актриса театра. Мы поднимаемся и уже слышим добрые голоса актеров, которые рисуют в нашей голове
картины происходящего на сцене. Интересно, какую постановку показывают детям?
Заходим в зал. Приглушенный свет. Идет спектакль «Невероятные
лунные приключения». Здесь нет привычной сцены, актеры и маленькие зрители находятся на одном «ковре». Это театр на подушках. Привычная грань между актерской игрой и реакцией зрителей стерта. Дети становятся участниками постановки: кукольный
мальчик Коля простудился, но он, как все дети, боится врачей. И малыши, взаимодействуя с актерами, показывают, что лечиться – не страшно. Они меряют температуру большим игрушечным градусником, слушают биение сердца ненастоящим стетоскопом.
И тут Коля чихнул. «Он чихнул, чихнул. Тебе надо лечиться!» – ерзая на месте и грозя пальчиком, прокричала девчушка трех лет.
Представление продолжается, а нам уже пора идти дальше. «Мы с вами нарушили главное правило театральной
этики: зашли и вышли вовремя спектакля, но нас вынуждают обстоятельства», – шепотом говорят работники театра. На цыпочках покидаем зал.
Узкий, душный коридор. В конце него темная дверь. За ней Синий зал, там проходит репетиция
спектакля «Алиса в стране чудес». Нас запускают, актеры делают секундную паузу, но уверенный голос Татьяны Кулинкиной, педагога по речи, возвращает их к работе. На сцене разворачиваются действия, но мы не вникаем в суть, ведь нас цепляет
рабочая атмосфера. Педагог делает емкие и при этом ясные замечания: «Четче произноси окончания», «Андрей, больше изящности», «Помни об уровне голосов, вы на разных берегах реки». И мы снова уходим, не досмотрев до конца.
Высокие
потолки. Огромный красный зал. Раньше здесь стояли ряды сидений, а теперь все заполнено декорациями и бутафорией для спектаклей: непонятные деревья с кроной в виде чупа-чупсов, гигантская голова Черномора из «Руслана и Людмилы». Евгения
Пухова поднимается на так и не пригодившуюся сцену и рассказывает о работе людей, которые по важности не уступают актерам – это декораторы, механики, художники-оформители, мастера бутафории. Она объясняет, почему Синий зал выбрали для
спектаклей: «В театре ничего не должно отвлекать от сцены. Красный цвет слишком яркий для оформления стен в театре».
Мы возвращаемся в уже опустевший зал с подушками, где полюбившаяся нам актриса показывает кукол с разными
механизмами управления. Стоит ей взять любую в руки, как та оживает. Евгения чувствует характер каждого героя, меняя свой голос под персонажа она входит в контакт с нами. Котенок и зайчик удивляются, видя фотоаппараты и телефоны. Кикимора
болтает без умолку обо всем вокруг и просит взять интервью. Дама из сказки про царевну-лягушку говорит с нами по-французски, а гусеница что-то мило напевает и пытается обнять юнкоров. Каждый в зале раскрепощается, смеется и уже не боится
общаться с куклами.
Хоть нам не удалось полностью посмотреть постановку, мы не видели всю репетицию, да и частично познакомились с актерами. Но
даже эти кусочки закулисья позволили проникнуться атмосферой кукольного театра. После такого, казалось бы, быстрого знакомства, мы поняли, что театр кукол — это не только ширма и голос из-за нее, это что-то глубокое и завораживающее. В
следующем сезоне в «Сказке» появятся больше спектаклей для взрослой аудитории. Актеры, режиссеры, теперь и мы уверены, что театр кукол создан не для детей, а для всех.
Валерия Филатова, 6
класс, лицей №73, г. Барнаул
Ирина Демидова, 11 класс,
лицей №6, г. Рубцовск
Дима Бервинов, 9 класс,
гимназия №3, г. Рубцовск
Андрей Пивоваров, 9
класс, школа №3, г. Бийск
Марина Полежаева, 11
класс, гимназия №8, г. Рубцовск
Оказалось, что лучше всего знакомы с театральной жизнью нашего города люди в возрасте от 30 до 55 лет. Современную молодежь легко привлечь просмотром очередного видеоблога, но не походом в театр. Видимо поэтому люди в возрасте до 18 лет меньше
всего знакомы с этим видом искусства. Опрашиваемые с юмором относились к нашим вопросам и нередко делились примерами из жизни. «Пришла я один раз на спектакль и вижу, что в зале много мужчин. Наверное, они в чем-то провинились и несут
наказание», – серьезно, но с улыбкой заметила пожилая женщина.
В низкой посещаемости театров нет вины актеров или режиссеров, жители Барнаула отмечают, что мастерство алтайских постановок порой превосходит столичные. Некоторые
сами так или иначе причастны к театру. «В молодости я занималась в театральном кружке и была увлечена постановками, но сейчас я занята работой и заботой о внуках», – сказала женщина преклонного возраста.
Многие люди с легкостью
называли государственные театры Барнаула, но неформальные театральные объединения знали далеко не все. У большинства опрашиваемых, а это 150 человек, этот вопрос вызывал недоумение. Но все-таки нашлись знатоки, которые смогли похвастаться
эрудированностью. Жаль, что их было только двое.
Но хватает ли жителям Барнаула наших театров или они утоляют театральную жажду в других регионах? Среди опрошенных 9
недовольны состоянием театрального искусства, 45 считают, что оно могло быть и лучше. 15 человек сочли, что театральная жизнь города Барнаула не очень насыщенна, а 18 барнаульцев затруднилось ответить на этот вопрос. Однако удовлетворены
оказались 63 человека, и это в основном женщины в возрасте от 30 до 55 лет. Они без сомнений ответили: «Да, театральная жизнь в Барнауле насыщенна!» Получается, что люди, знающие наши театры, довольны ими. А тот, кто ничего не знает о
театрах города, тот и не видит в них ничего хорошего. Один из респондентов сказал так: «Я в принципе ничего не знаю и не хочу знать о театрах. В детстве нас насильно водили туда, и у меня остались плохие впечатления. Поэтому сейчас моя
семья ходит в театры без меня, чтобы я не портил им настроение».
Анна Пущина, 10 класс, школа №59, г. Барнаул;
Ксения Манушина, 10 класс, школа №59, г. Барнаул;
Фото: Марина Полежаева, 11 класс, 8 гимназия, г. Рубцовск
Андрей Пивоваров, 9 класс, школа №3, г. Бийск
Инфографика: Данил Клюшников, 11 класс, Станционно-Ребрихинская СОШ, Станция Ребриха