«Я пацаном был тогда, отца в 1942 году забрали на фронт. До этого больше 10 лет мы жили на хуторе и занимались овцеводством. Там не было ни радио, ни газет, но о войне узнали. Я уже работал с отцом, он всё говорил: «Скоро меня заберут». Брали сначала тех, кто постарше, но он молодой тогда был», - говорит Демьян Герасимович.
Во время войны семья держала совхозных овец и сдавала мясо государству. Всего было около 50 тысяч животных. «Но мы голодали и не имели права зарезать ни одной, потому что это подсудное дело. Если овца сдохнет, то её обследуют, выясняют, почему она сдохла, по какой вине. Может, ты покормил чем-то не тем, а может, ударил её», - вспоминает Демьян Герасимович. По его словам, с появлением карточной системы все стало очень плохо. «В деревнях люди жили лучше, там у каждого свой огород: и капусту, и свеклу, и морковку, все растили, а у нас ничего не было. Полторы тысячи овец и нас четыре человека, вот мы их пасём летом, а зимой сено возим, - задумчиво вспоминает Демьян Герасимович. - Страху не было. У меня ещё спрашивали: «Дим, ты что, не боишься ничего? А как же волки?». «А что волки, - говорю, - никого не разорвали же ещё».
Бывало, что по три дня вообще ничего не ели. «Ну привезут нам муки кулёчек на месяц на семью, и всё. Летом хорошо было, мы сусликов ловили и жарили их, вот так и питались», – рассказывает Демьян Герасимович.
Война оставила свой след не только в тех, кто воевал на фронте, но и в тех, кто оставался в тылу. Они тяжело работали на благо своей Родины, бесстрашно смотрели вперёд, и судьба Демьяна Герасимовича Каладнача - яркое тому подтверждение.
Валентина Головинова, 11 класс, школа №96, г. Барнаул. Газета «Сами»