Банальный вопрос, который есть в большинстве интервью: «Кем Вы мечтали стать в детстве и почему?» И по стандарту герой начинает рассуждение о профессии полицейского, которая нравилась в детском саду. Заканчивает же он ответом об осознанном университетском выборе специальности экономиста или юриста. Кем же на самом деле видят себя подростки лет через пятнадцать? И почему планировать своё будущее можно и нужно не только, основываясь на выборе профессии.
Когда я спрашивала своих сверстников о том, каким они видят своё будущее, то столкнулась с проблемой. Почти все называли мне только какую-нибудь классную должность в топовой компании и объясняли, какие умения им необходимы для достижения карьерной цели. А как же что-то кроме работы?
Педагог-психолог Барнаульской классической школы Антон Огнёв отмечает, что важно ещё подростком планировать своё будущее, как полноценную картину, в которой есть и семья, и работа, и отдых. Для моделирования своей дальнейшей жизни пригодятся как профессиональные умения, так и гибкие навыки (критическое мышление, эмоциональный интеллект, тайм-менеджмент). «Пока мы в школе, то у нас есть большое количество возможностей развиваться, посещая кружки по интересам. Может быть, подросток не станет великим математиком, зато у него будет навык аналитического мышления, который пригодится в любой сфере жизни. Такие параллели легко провести и с естественными, и с гуманитарными науками», – отмечает Антон Александрович.
Согласитесь, если через пятнадцать лет вы вдруг решите кардинально сменить сферу деятельности, то soft skills (soft skills – «гибкие, мягкие навыки»; это умение решать задачи, не связанные с выполнением должностных обязанностей, но влияющие на качество работы, например, умение грамотно управлять своим временем – прим. ред.) которые вы развили в подростковом возрасте, помогут быстро адаптироваться к новым условиям. И здесь дело не только в работе.
Я думаю, что быть классным родителем – тоже вариант планирования жизни, где вы можете вкладываться в будущее своего ребёнка, а полученные ранее умения как раз пригодятся. Или вдруг вы решите, что спокойная жизнь с духовными практиками – отличная возможность проводить своё время и не тратить нервы на десятки страхов и переживаний, которые возникают в ежедневной рутине. И такой вариант тоже имеет место быть.
Я хочу, могу, но нужно ли это миру?
Собирая информацию по теме, я наткнулась на подборку «Литреса» с книгами о жизненном пути. Одна из них – «Смелость не нравиться. Как полюбить себя, найти свое призвание и выбрать счастье». В своих рассуждениях философ Ичиро Кишими и писатель Фумитаке Кога основываются на взглядах австрийского мыслителя Альфреда Адлера и восточной мудрости. Адлер утверждал, что стремление к превосходству – основная мотивация в жизни человека. Всё, что делают люди, имеет целью преодоление ощущения своей неполноценности. Почитайте эту книгу, если вдруг захочется глубинно разобраться, как найти себя в этом большом мире.
Как утверждает Антон Огнёв, жизнь – это поиск методом проб и ошибок. Со своими учениками он часто проводит эффективную психологическую практику «Я хочу. Я могу. Нужно ли это миру?» Механика проста: нужно поделить листок на три колонки с заголовками и по пунктам расписать свои мечты, навыки и их полезность. Таким способом легко определить сферы, которые интересны, и начать развивать их. К примеру: «Я хочу, чтобы в будущем я смогла путешествовать по всему миру», «Я могу начать с малого и изучить родной город или край», «В своём блоге в социальных сетях я буду делиться с подписчиками наблюдениями и привлекать внимание к уникальным местам». Попробуйте составить что-то подобное, вдруг у вас неожиданно появится тяга к мореплаванию. Но не забудьте ответить ещё и на вопрос «Нужно ли это миру?»
«Каким человеком вы видите себя в будущем?» – с таким вопросом я пришла к моим друзьям.
Даша Гензе, 17 лет: «Я хочу стать успешным человеком, который будет восхищаться тем, что делает. В моих планах – открыть что-то своё: бизнес, редакцию, компанию. Я хочу, чтобы это не было похоже ни на что».
Влада Гилева, 18 лет: «Я просто хочу быть хорошим человеком. А ещё совершить кругосветное путешествие: работать онлайн и жить в доме на колёсах. Ну и, как многие девочки, вижу себя хорошей женой и мамой!»
Юля Митькина, 18 лет. Расписала свою будущую жизнь по мини-пунктам:
«1.Точно знать, зачем живу.
2. Хочу делать то, что люблю.
3. Хочу любить свою внешность и уважать свои потребности.
4. Хочу иметь возможность помогать (на регулярной основе донатить, волонтерить, сдавать кровь).
5. Хочу обеспечить достойную жизнь близким».
Алиса Скобелина, 17 лет. На мой вопрос Алиса решила ответить строчками из песни Он Юна «Динозавр»:
«Нет, я с детства мечтал стать динозавром! Я так и писал в сочинении школьном на тему: “Кем я хотел бы вырасти”. Я огромный и добрый трицератопс! Я резко поднялся из-за стола, пошёл, ломая компьютеры и стулья. Снёс офисную стену, что мне стена? Вышел на улицу – начало июля. Зеленые деревья, с цветущей листвой, Солнце, всё так и кричит о лете. Я, ломая асфальт, отправляюсь домой. Единственный трицератопс на планете!»
Своё будущее не обязательно планировать как список дел в ежедневнике, в котором всё расписано до минуты. Спонтанность и умение принимать самые разные события – тоже круто, в этом и есть вкус жизни. А ещё с определением нам всегда могут помочь родители и наставники. Наверняка у них уже есть опыт, который подскажет, куда двигаться дальше. Через 15 лет мы обязательно увидимся и поделимся историями о своих удивительных жизнях, друзья!
Автор: Валерия Филатова, 11 класс, лицей №73
73,366 Всего просмотров, 22 просмотров сегодня