Зеленая редакция

Реакция превращения

О своих взглядах на современное образование на краевом фестивале юных журналистов «Свой голос» рассказала учитель химии Светлана Александровна Зинец. Педагог участвовала в конкурсе «Учитель будущего», вышла в финал и представляла Алтайский край в Смольном дворце Санкт-Петербурга. 

– Каким был Ваш профессиональный путь? 

– В 1997 году я окончила Алма-Атинский государственный университет с красным дипломом. Через три года переехала в Алтайский край, в Романовском районе пошла работать в обычную сельскую школу учителем химии, затем стала директором и успешно проработала больше двадцати лет. После этого из-за семейных обстоятельств пришлось переехать в Барнаул, и я оказалась в частной школе. По сей день работаю заместителем директора в этом учебном заведении. 

– Как вы думаете, какими качествами должен обладать настоящий педагог? 

– Во-первых, определёнными ценностями: истинными, а не поддельными, которые он транслирует своим ученикам. Для меня, например, это доверие и уважение. Во-вторых, настоящий педагог должен обладать большим объёмом знаний о своём предмете, ведь без них такому человеку нечего делать в школе. В-третьих, настоящий педагог никогда не должен врать своим ученикам, ведь дети способны тонко чувствовать ложь, да и в принципе это некрасиво. Например, если я не знаю какой-то информации, я честно скажу об этом детям и предложу вместе найти ответ. 

– Что вас привлекает, а что отталкивает в современном образовании? 

– Привлекает современное образование возможностями и множеством источников информации, ведь сейчас учителя играют роль уже не носителя знаний, а человека, способного направить своих учеников на изучение чего-то. Отталкивает бюрократия и муторная работа с бумагами. Это часто убивает весь интерес к практике в педагогике. 

– Существует ли разница между словами «учитель» и «педагог»? 

– Мне кажется, между этими словами нет никакой разницы. Но вообще учитель всегда больше связан со школой, а педагог – это более широкое понятие. Педагогом может быть тот человек, который вообще не связан со сферой образования. Хотя сейчас я думаю, что каждый из нас – педагог. 

– Какое домашнее задание обычно вы даёте ученикам? 

– Конспекты писать я не задаю. По теме, которую мы прошли на уроке, я задаю практические упражнения. Например, составить или продолжить цепочку химических реакций. Ученик должен дома это решить и понять, хорошо ли он понял тему, пройденную на уроке. 

Кирилл Мысик, 9 класс, школа №15, «Медиа-клуб», г. Заринск; 
Варвара Коняева, 6 класс, школа №132 им. Н. М. Малахова,  газета «Последняя парта», г. Барнаул;
Фото: Ксения Сикова, 11 класс, «Лицей «Бригантина», «Медиа-клуб», г. Заринск.

Пошли в педагогический – попали в «Кванториум» 

Фото 1: Манипуляторы могут выполнять простые задачи, вроде перетаскивания легкого предмета с места на место.
Фото 2: Мини-дроны DJI.
Фото 3: Стол «Пирогов».
Фото 4: Игра требует ловкости и хорошей реакции.
Фото 5: Камера внутри лазерного станка позволяет контролировать процесс удалённо.

В творческую командировку мы отправились в педагогический университет. Наша редакция попала в технопарк «Кванториум» имени Павла Константиновича Одинцова и Любови Алексеевны Одинцовой. 

В университете нас встречает Денис Вайцель, директор технопарка «Кванториум». Проходим по коридору, и наше внимание привлёк зелёный рисунок дерева с сидящей на ветке совой. Это официальный логотип Министерства Просвещения Российской Федерации. «Все кабинеты, которые находятся в рамках нашего проекта, полностью брендированные», – поясняет Денис Вайцель. По левую сторону располагается дирекция института дополнительного образования, по правую – дирекция института информационных технологий физико-математического образования. 

Какие же лаборатории расположились в технопарке «Кванториума»? Сейчас узнаем. Проходя по коридору, заглядываем в компьютерный класс, где сидит преподаватель с густой, длинной и седой бородой. Сразу приходят мысли о мудрости педагога. 

 Мы попадаем в технологическую лабораторию. Первое, что мы видим – множество столов с конструктором, роботами и различными маленькими дорнами. Здесь студенты сами собирают роботов и работают с ним. 

«Студенты собрали робота, который мог повторять простые движения. Например, человек поднимает руку, робот тоже поднимает руку», – рассказывает нам Александр Викторович Ефремов. Маленькие дроны на другом столе тоже собраны студентами и запрограммированы на посадку и взлёт с руки.  

За прозрачной дверью расположились спортивные дроны. К ним идут специальные шлемы, благодаря которым можно управлять «от первого лица». Они разгоняются до 170 км/ч. Есть дроны, которые предназначены для съёмки с высоты. Они поднимаются на высоту до 800 метров и оснащены стабилизатором, который позволяет снимать на 180 градусов. 

По правую сторону стоят 3D-принтеры, к которым можно подключаться из любой точки университета и контролировать печать объекта. Позади нас находятся лазерные станки. Они автоматически выставляют головку лазера на нужные параметры. Это нужно для того, чтобы вручную не настраивать все механизмы.  

Соседний кабинет – естественно-научная лаборатория. Войдя в неё, чувствуем запах химических препаратов. Здесь нас встречают Валерия Андреевна и Евгений Максимович – сотрудники лаборатории. В кабинете на столе расположились микроскопы с различными препаратами: лапка мухи, хоботок пчелы и срез древесины. Юнкоры с азартом рассматривают препараты под микроскопом. «Что же дальше?», – думаем мы. 

А дальше – интереснее. Валерия Андреевна рассказывает нам об интерактивном столе «Пирогов»: «Перед вами находится стол «Пирогов», позволяющий изучать анатомию человека. Он полностью сенсорный, управляется легко: можно поворачивать, приближать и так далее. Сейчас тут изображена половинка тела, есть функция, чтобы включить либо всё тело, либо какую-то отдельную его часть. Допустим, можем «выключить» ему голову, можем обратно «включить», при этом всё, что сделано, отображается на экране позади. Если вы хотите изучить какой-то внутренний орган, то для этого есть панель управления, которая горит синеньким. Если всё светится синеньким, значит, все органы «работают» и всё включено. Для того чтобы посмотреть что-то одно, нужно выключить всё остальное. Например, хотим посмотреть с вами дыхательную систему. Отключаем всё и оставляем дыхательную систему. Увеличили, посмотрели, покрутили. Можем нажать на какую-то часть. Здесь появляется пояснительная записка, где показано, как называется, как работает, для чего это нужно и прочее. Ну и понятно, что это только внешняя оболочка – что-то должно быть и внутри. Эту внешнюю оболочку мы можем удалить, добраться до внутреннего составляющего. И я вам предлагаю сделать что-нибудь самим, попробуйте, например, найти мозг». 

И юнкоры с любопытством начинают нажимать на кнопки в поисках мозга. Когда цель достигнута, нам предлагают найти зубы. Эта задача немного труднее, но мы справляемся и с этим. Потом мы отправляемся в лабораторию VR, и Александр Викторович показывает нам суть работы игровых VR-очков. А некоторым желающим выпадает возможность сыграть в популярную игру «Beat Saber». Правда, не всем удается разобраться с управлением, но каждый наслаждается процессом. Редакция осталась довольна творческой командировкой, каждый ушёл с новыми знаниями и впечатлениями, а некоторые даже пообещали посетить «Кванториум» ещё раз.   

Ксения Сикова, Карина Сергеева, 11 класс, «Лицей «Бригантина», ЦДТ, «Медиа-клуб», г. Заринск.

Фото: Софья Камышева, 1 курс, колледж АИЭ, газета «САМИ», г. Барнаул; 
Ксения Сикова, 11 класс, «Лицей «Бригантина», ЦДТ, «Медиа-клуб», г. Заринск.

«И для всех нас Вы самая-самая…»

Тамара Васильевна отметила особенного для себя педагога: «Я училась в новой школе, туда набирали лучших учителей со всего города. Больше всего любила учительницу литературы. Одноклассницы очень удивлялись, что она каждый день надевала новое платье. Муж её был боксёром, они часто ездили за границу. Тамара Васильевна всегда так интересно вела уроки, даже двоечники слушали взахлёб. Пришли как-то к ней домой, а там все стены в книгах».