Экономика, не болей

Коронавирус не только заставил нас всерьез задуматься о мерах изоляции, но и заметно пошатнул сферу экономики. Во всем мире это развивается примерно по одинаковой схеме: что-то теряет свою актуальность, закрывается и теряет большие суммы денег, а на что-то, наоборот,  начинает расти спрос.

Коронавирусная инфекция повлияла на благосостояние населения в целом. По данным общественной организации «Много деток – хорошо», за короткий срок более 15% алтайских семей оказались за чертой бедности. Сокращение денежных поступлений в семье произошло из-за массовых увольнений, снижения популярности той сферы деятельности, где работали родители. Многим компаниям попросту нечем платить зарплату своим работникам. Кроме этого, не все люди сейчас официально трудоустроены, поэтому заработная плата у них, несмотря на указ президента, не сохраняется.

Крылья есть, а летать нельзя

Одна из сфер, которая фактически потеряла возможность развиваться – туризм. Границы стран закрыты, а у людей возникает паника: вдруг с ними на одном самолете будет лететь зараженные. По оценкам Международной ассоциации воздушного транспорта, к началу апреля количество рейсов сократилось на 80%, а последствия коронавируса в будущем отразятся на прибыли авиакомпаний сильнее, чем во время глобального финансового кризиса пару лет назад: почти в два раза.

В самом начале кризисной ситуации в России вырос спрос на поездки внутри страны – об этом сообщает «Интерфакс». Но сейчас, когда даже выйти в магазин за хлебом бывает страшно, безусловно, количество туров даже по российским городам снизилось.

Работа с людьми без людей

Люди стали избегать мест, где они напрямую могут взаимодействовать друг с другом. Речь идет о торговых центрах, где находятся магазины с одеждой, украшениями и книгами, фудкорты, кинотеатры, площадки для развлечения детей, да и все, что требуется населению для проведения досуга и отдыха. Все они закрылись очень быстро.

В той же ситуации оказались владельцы бизнеса, чья работа полностью построена на диалоге с клиентами: репетиторство, пиар, тренинги и мастер-классы. Вот что рассказывает Ксения Польгерт, руководитель агентства маркетинговых коммуникаций Promo Republic:

«Моя компания занимается проведением event-событий, промоакций и другими рекламными мероприятиями. На апрель, май и июнь отменены все. То есть работы у нас фактически нет. Поэтому сейчас мы ищем другие форматы работы, в том числе онлайн. Но для нас не было проблемой начать работать удаленно, потому что вне офиса моя команда и так постоянно связывается между собой. Есть то, что мы еще обдумываем. Например, подписание оригиналов документов стало более замороченным – ведь затруднена их отправка по почте партнерам в другие города».

Ксения Польгерт

Царствование великого «Онлайна»

Конечно, такие изменения заставили владельцев малого бизнеса искать другие, совершенно новые пути продажи своих продуктов. Так, например, барнаульские кофейни стали принимать заказы только на вынос, добавили доставку на дом и возможность купить кофейные зерна, чтобы приготовить вкусный кофе самостоятельно. Центры дополнительного образования перешли на дистанционное обучение и дают материал в режиме онлайн – с помощью специальных приложений для проведения видеоконференций. Даже музыкальная индустрия приспособилась к этому: артисты устраивают концерты в формате прямых трансляций. Но вот конкурс «Евровидение» в этом году все-таки пришлось отменить.

Главный редактор портала для малого бизнеса biz.360 Юрий Звягинцев рассказал, что сейчас он публикует материалы о том, как предприниматели справляются со всем, что на них обрушилось. В основном это вдохновляющие истории-примеры для людей – то, откуда они могут черпать новые идеи.

Но переход от одной стратегии развития к другой не заменит то, чем зарабатывали предприниматели до этого. Резкие изменения спроса населения сразу же отразились на их доходе, а альтернативные варианты заработка стали скорее мерой поддержания бизнеса на плаву, а не полным решением проблемы. Но даже так могут поступить не все. Парикмахеры, мастера маникюра, автоинструкторы или, например, официанты не могут изменить свою работу, ведь она носит практический характер.

Кому выгодна самоизоляция

Но кому-то все-таки выгодно то, что люди сидят дома. Ряд онлайн-кинотеатров запустил акцию по бесплатной подписке или дал большую скидку пользователям по специальному промокоду, где фигурирует слово «карантин» или «дом». И это действительно актуально – люди могут посмотреть новые фильмы, которые давно откладывали на потом, да и просто протестировать новые сервисы без «пиратских» материалов на них. По такой же стратегии начали работать и порталы для чтения электронных книг.

Для тематических платформ по подготовке к экзаменам тоже наступило выгодное время – теперь школьники могут посвятить свое время дополнительным занятиям или поучаствовать в бесплатных курсах, которые предлагают онлайн-репетиторы. Их предложения стали особенно актуальными, ведь ЕГЭ и ОГЭ уже на носу.

Есть еще сферы, которые, казалось бы, должны процветать именно сейчас – интернет-маркетинг и SMM. Но с сокращением прибыли потенциальных заказчиков – магазинов или отдельных предпринимателей, сократился и спрос на продвижение, ведь это еще один пункт расходов для них. Но специалисты этой области тоже ищут себе применение. Например, они пользуются условиями самоизоляции, чтобы запустить курсы или выпустить собственные чек-листы и гайды, набрать команду новичков для обучения и стать для них наставниками и экспертами.

Пожалуй, на верхушке своеобразного топа должны расположиться сервисы доставки. Еда, одежда, заказы из интернет-магазинов – все это привозят курьеры. Кроме того, для спокойствия клиентов придумали бесконтактную доставку – посылку оставляют на безопасном расстоянии от клиента, а тот ее уже забирает.

В какой бы отрасли экономики не находились люди, владеющие собственным бизнесом, неизвестно, как на них отразится кризис. На то это и кризис – он появляется неожиданно и никто не знает наверняка, какие последствия он принесет.

Все это подтверждает довольно комичная ситуация с Илоном Маском. Когда масштабы коронавируса были еще неясны, он в своем твиттере упомянул, что паника по этому поводу – глупость. Его публикация была действительно резкой, но в тот момент он и подумать не мог, что в скором времени потеряет несколько миллиардов долларов из-за пандемии, а стоимость акций компании Tesla, как сообщает Forbes, снизится более чем на 20%.

 245,903 Всего просмотров,  464 просмотров сегодня

Еще материалы

Театр песни «Акцент» приглашает на свой мюзикл

Театр песни “Акцент” представляет.Детский мюзикл “Матильда”.Худ. Рук. Куликова Н.В. История о девочке с необычными способностями Матильде, которая попадает в непростые отношения дома и в школе.

 53,282 Всего просмотров,  20 просмотров сегодня

Читать далее

«Спасибо, учитель!» История праздника, который греет сердце

Каждый год 5 октября мы благодарим тех, кто открывает мир знаний, развивает в нас лучшие качества и помогает покорить вершины этого мира. Давайте узнаем историю

 23,437 Всего просмотров,  457 просмотров сегодня

Читать далее