Проблема пустых торговых центров – одна из самых обсуждаемых тем края в последние несколько лет. Причем поднимается она не только среди жителей Алтая, но и в самых «верхах». Не так давно, в мае этого года, депутат алтайского Законодательного собрания Андрей Щукин предложил вовсе запретить строительство новых торговых точек в Барнауле. Несмотря на это, коллекция полупустых городских ТРЦ продолжает пополняться.
– Понастроили тут всяких башен, – вздыхает пенсионер Валерий Лукич, выкладывая рассаду на прилавок. – А нам куда прикажете деваться? Снесли целый рынок, а теперь ставят шесть палаток и благодарностей ждут…
Когда-то Валерий Лукич торговал на Первомайском рынке. Но несколько лет назад его снесли и возвели на этом месте еще один торговый центр, который, по-видимому, просто необходим нашему городу.
– Раньше нас с самой дороги было видно, – продолжает пенсионер. – Люди шли мимо и покупали у нас овощи и фрукты. А теперь нам выделили шесть прилавков на двенадцать человек за этой новой высоткой, и никто к нам не ходит.
Под «этой новой высоткой» мужчина подразумевает торговый центр «Гулливер парк» на Красноармейском проспекте, который откроется в этом году.
Китайские отговорки
Вместе с Валерием Лукичом на задворках «Гулливера» торгует и Людмила Карповна. Услышав, что к ним пришел журналист, пенсионерка начинает торопливо рассказывать, как их с разных торговых точек отправили сюда, на маленький пятачок земли за 17-этажным зданием.
– Я раньше на площади Спартака торговала. Так нас оттуда выгнали, сказали, что там будут убирать все автобусы и строить что-то для китайцев, туризм продвигать, – вздыхает бабушка. – Сплошные отговорки. Твердят, что всего два месяца осталось, смысла нам располагаться нет. А нам бы хоть один месяц дали! Мы бы сразу и продали рассаду.
– А у нее сын инвалид и пенсия маленькая, – шепчет мне Валерий Лукич.
– У нас здесь вся рассада гибнет, – продолжает Людмила Карповна. – Мы ведь специально с февраля все растим, своими руками эти овощи высаживаем. А нас с точек выгоняют. И ради чего? – показывает рукой на «Гулливер парк».
Где Макар телят не пас
За последние два года в Барнауле уже открылось пять крупных торговых центров, еще три собираются принять посетителей в этом полугодии. Достаточно вспомнить, что такие торгово-развлекательные центры, как «Арена» и «Праздничный», на данный момент заполнены лишь на треть, постепенно теряя своих арендаторов. Так в феврале компания «Media Markt» закрыла свой единственный барнаульский магазин, расположенный в ТРЦ «Арена». Как считают эксперты портала amic.ru, это произошло из-за невысокой популярности торгового центра среди покупателей.
«Так открылись там, где Макар телят не пас, и теперь закрываются, потому что трафика нет. Кто в аэропорт-то специально поедет?» – оставил комментарий на все том же сайте amic.ru пользователь под ником Берти Вустер.
«Проклятое место, там кладбище было, скифов,» – отвечает ему анонимный читатель интернет-портала.
У каждого своя причина не посещать тот или иной торговый центр. Один верит в потревоженных скифских духов, другому не хочется ехать из центра на самую окраину, а у кого-то просто-напросто нет лишних сбережений для шоппинга в крупном ТРЦ.
По данным опроса, проведенного мной в социальных сетях, именно последняя причина является решающей в вопросе посещения или непосещения торговых центров. Несмотря на это, более сорока процентов опрошенных посещают различные ТРЦ от трех до пяти раз в месяц. Так, например, ученица 10 класса Лекомцева Валерия ходит в «Арену» практически каждую неделю. Как признается девушка, в этом торговом центре ее больше всего привлекают магазины, которые нельзя найти в других ТЦ, например, H&M.
– Мне нравится торговый центр Арена, потому что в нем есть магазины, которых больше нет в нашем городе, – говорит Валерия. – Торговый центр имеет хороший кинотеатр, фудкорт и зону для развлечений, где мы можем хорошо провести время с семьёй или друзьями.
Но всё-таки популярность самого крупного в Барнауле торгового комплекса заметно падает, и скоро не останется людей, которые еще не посмотрели на стеклянный лифт, крутящийся фонтан и разноцветных бабочек под потолком.
С точки зрения экономики
Пожалуй, самым важным вопросом темы строительства и реализации новых торговых центров, можно назвать вопрос об их необходимости в период кризиса. Во времена трудного финансового положения, в котором сейчас находится страна, не совсем логично вкладываться в новые торговые павильоны. По данным опроса, пятьдесят шесть процентов жителей города не посещают ТРЦ только из-за недостатка средств.
По словам руководителя агентства недвижимости «Ключ-риэлт» Константина Никитеева, спрос на новые торговые площади падает:
– Барнаул находится в общероссийском тренде — действительно на рынке растет доля вакантных коммерческих площадей, в том числе торговых. Но если раньше у предпринимателя было 5-7 торговых точек, то сейчас он оставляет 2-3 наиболее рентабельные. Предпочтение отдается раскрученным торговым объектам, – рассказал он изданию Алтапресс.
Как считает другой эксперт, ответственный за аренду в ТЦ «Пионер» Марк Хафизов, падение спроса на новые торговые площади происходит и по другой причине:
– Золотой век торговых центров прошел. В 2008–2010 годах еще имелись международные компании, которые пока не были представлены в стране. Тогда бизнесмены увидели успех торговых центров, и у нас кратно выросло строительство таких объектов. И предложений на рынке оказалось больше, чем нужно. Сегодня ниш, которые можно было бы занять новыми именами, почти не осталось.
Также специалист считает, что Барнаул пока не готов к такому количеству торговых объектов, поэтому в скором времени масштабная стройка, охватившая весь город, сбавит темп.
Нашлась и третья причина, которую подтвердили более девяти процентов опрошенных:
– Падение популярности торговых центров вызвано экономическим кризисом, – рассказывает ведущий менеджер одной из крупнейших алтайских торговых компаний, пожелавший остаться неизвестным читателям. – Павильоны пустуют из-за того, что к ним не приходят покупатели. Последние же не ходят в подобные магазины из-за пустующих витрин. Получается замкнутый круг, выбраться из которого в условиях текущей экономической ситуации практически невозможно.
– То есть, когда Россия выйдет из кризиса, можно ожидать вторую волну активности застройщиков и арендаторов?
– Да, безусловно, – отвечает менеджер.
Американский опыт на русской земле
В поисках информации о новых торговых центрах и интервью с различными специалистами я пролистала весь алтайский интернет. Листала до тех пор, пока не наткнулась на комментарий:
«Владельцам барнаульских ТЦ было бы полезно познакомиться с опытом американских коллег,» – написал пользователь Главный скептик на сайте altapress.ru и прикрепил к записи ссылку.
Перейдя по этой ссылке, можно увидеть занимательный материал о заброшенных американских торговых центрах. Фотографии, помещения на которых так напоминают «Арену» и «Огни», демонстрируют разруху и пустоту, вызывая мурашки. А ведь все городские торговые площади – это лишь часть того, что планировалось и до сих пор планируется построить. Представьте, как часто мы встречали бы мерцающую рекламу, если бы все они были реализованы.
Так вот, смотришь ты на эти фотографии и вспоминаешь ТОЦ «Plaza», который пустует с 2013 года, и ТЦ «Майский», который явно умирает, не выдерживая конкуренции. Казалось бы, если городу нужны новые торговые точки, то почему бы не взять эти здания?
Видимо, городу нужно совсем не это.
1,262 Всего просмотров, 1 просмотров сегодня