За спиной нашего гостя на встрече «ВЧЕТВЕРГВЧЕТЫРЕ» Москва-Сити. Там он пару часов назад встречался с представителями одного из российских издательств. Михаил Гундарин, журналист в прошлом, преподаватель и писатель в настоящем, уже около трех лет живет в столице. Мы «прогулялись» с гостем вдоль Москвы-реки, поговорили о его прошлом, заставившем его покинуть Алтай, обсудили современную поэзию и рэп, возможные последствия пандемии, свободу слова в России и не только.
«В журналистику приходят по разным поводам»
Михаил рассказал о том, как начинался его журналистский путь. «Я в детстве читал книжки, писал и прозу, и статьи, а так как литературного факультета в Алтайском крае не было, да и сейчас нет, пошел на филфак. Но оказалось, что филология – не совсем связана с литературой, – отметил Гундарин. – В журналистику приходят по разным поводам, я пришел случайно. Однажды основоположница журналистского образования на Алтае Валентина Мансурова зашла к нам, филологам, и спросила: «Кто хочет стать журналистом?» Я был в числе заинтересовавшихся. Сначала были факультативные занятия, потом специализация. А дальше появилась возможность поехать учиться в Москву. Тогда в конце 80-х в СССР было популярно проводить обмен студентов из больших вузов с провинциальными. И по этой программе я закончил журфак МГУ».
Гундарин считает себя одним из основателей журфака в Алтайском крае, потому что после обучения в столичном вузе он вернулся и стал одним из первых преподавателей факультета.
«После возвращения я 25 лет я работал на Алтае. Здорово было видеть становление журналистики: я помню первую независимую газету, первое независимое телевидение. Везде я побывал, поработал. Был главредом, директором телекомпании. Сейчас строю литературную карьеру, потому что писать все это время я не переставал. Мог бы, как говорится, наступить на горло собственной песне, выбрать другую профессию и прийти к писательству только в старости, но я рад, что все получилось, как есть».
«Бросьте вы эту мысль о карьере и жизнь вам покажется хорошей»
Для Михаила Гундарина строить карьеру в литературе – это не просто писать произведения, но и общаться, публиковаться, знакомиться с другими писателями и читателями. «Этим я и занят в основном. Ещё книги читаю, фильмы смотрю, на них рецензии пишу. А писатель, к сожалению, сейчас – это не работа. Жить за счёт продажи своих трудов в нашей стране могут только 5-10 человек. А вообще, совет вам: бросьте вы эту мысль о карьере и жизнь покажется хорошей».
Михаил считает, что для писателя важна «своя тусовка», сам Гундарин член союза российских писателей. Несмотря на занятость, он бескорыстно помогает молодым литераторам: «Меня иногда зовут как мастера поработать, вот недавно прислали рассказы ребят. Я прочитал их, там много слабых работ, но я не буду ругать, моя задача помочь. И это не про напечататься. Сейчас есть интернет, бери и публикуй. А помочь молодым найти свой путь. Так что если задумались о писательской карьере, не стесняйтесь слать свои рукописи. Надо пробиваться».
«Про смерть пишут много, а про любовь мало»
Как рассказал Михаил, сейчас стихи пишут не хуже, чем 200 лет назад. Хорошо писать, по его мнению, это писать так, как до тебя никто не писал. Михаил убежден, что каждый из нас может сейчас создать стихотворение не хуже, чем у Державина.
«Сегодня авторы, которые получают награды, публикуются в журналах, мало пишут про любовь. Были молоды, писали, а когда стали элитой, перестали. Пушкин начал задумываться в стихах о смысле, о жизни, а потом это повывелось. Если пишете, не пытайтесь умничать, будьте такими, какие вы есть. Надо писать о себе. Это такая охлажденная зона. Физиология у всех одинаковая, а вот чувства разные. Сейчас люди скорее напишут про то, как у них болит голова, чем о том, как болит сердце», – поделился мыслями Михаил.
И отметил, что сейчас не хватает легкости и простоты: «Но это я вижу отчасти в русском рэпе, хотя он не для меня пишется, не для меня читается. Из него люди получают то долю чувств, которая необходима для жизни. Вот вам Моргенштерн нравится, например? У него, конечно, неприличные выражения, но в нём что-то есть. Он напоминает мне каких-то деятелей серебряного века, шутов. Он такой фрик-провокатор. Я, когда его слушаю, невольно задумываюсь о смыслах его текста. А смыслы у него есть интересные».
«Я хочу, чтобы явления были понятны мне на всех уровнях»
Михаил Гундарин – кандидат философских наук. Он объяснил, что философия существует в узком и широком смысле. Первое – это сочинения философов а второе – анализ, постижение того, что стоит за кулисами мира.
«Философия как способ мышления не отличается от того, что я пишу у себя блогах. Я как философ не размышлял о проблемах смысла жизни, мое – это коммуникация во всем ее разнообразии. Любое явление имеет много уровней и везде есть философский. Я хочу, чтобы явления были понятны мне на всех уровнях: на внешнем, поглубже и на самом глубоком. Если захотите тоже видеть больше, чем просто визуальная оболочка, то всегда задавайте себе вопрос: почему так написано, что хотел сказать автор.
«Журналистика – это ответственность за то, что ты говоришь и даже за то, о чем думаешь»
На вопрос, почему Михаил уехал в Москву, наш гость ответил, что финальной точкой решения о переезде стал очередной судебный процесс.
«Я был журналист острый на язык. Регулярно попадал под суд. Журналистика – это тусовки, да, но вместе с тем и сплошные неприятности. Наши законы таковы, что придраться можно к чему угодно. Но тут важно, чтобы тебя прикрывала и защищала твоя редакция, чтобы люди оказались честными по отношению к тебе и были готовы вступиться, а та редакция, где я работал, меня по сути бросила, и я остался один на один с судебной системой. Никому такого не пожелаю.
По мнению Михаила, журналистика – это ответственность за то, что ты говоришь и даже за то, о чем думаешь. «Если вы забудете об этом слове на букву «О», то начальство, коллеги или суд вам об этом напомнят».
Михаил отметил, что везде есть своя редакционная политика: «Приходя в издание, ты должен спросить себя – как эта политика относится к твоим принципам, твоим убеждениям? Не надо ничего писать через силу, – настоятельно советует Гундарин. – Если ты понимаешь, что тебя здесь не хотят видеть, в том виде, в котором ты хочешь видеть себя, то ответ один – скорее бегите оттуда. Жизнь длинная, редакций много, можно и на «Дошираке» посидеть годик-другой».
«Слов много, а влияния на действительность у них почти нет»
Когда разговор дошел до темы свободы слова в России, Михаил рассказал, что уверен в том, что она есть: «А что, кого-то сильно в тюрьму сажают?» Но при всём этом гость встречи не отрицает, что есть ряд негласных правил, которые необходимо соблюдать.
«Свобода слова зависит от многих факторов. Например, если ты врёшь – это свобода слова? Это клевета – уголовное преступление, ты должен быть наказан. Даже если человек не стал на тебя в суд подавать, то ты свободен или нет? Хороший вопрос. Или, например, можно губернаторов критиковать? Конечно, можно, многие только и делают, что критикуют. Если хочешь это делать, выбирай СМИ, которое этим занимается, и всё будет хорошо», – подчеркнул Гундарин и заметил, что от свободы слова нет прока, когда эти слова ничего на самом деле не меняют. – Слов много, а влияния на действительность у них почти нет».
Когда антиутопии похожи на правду
Никак нельзя было обойти и тему пандемии, уже ставшей обыденностью. Тем более, что не задолго до интервью в «САМИ» Михаил Гундарин высказал своё неоднозначное мнение о возможных последствиях пандемии.
«Сейчас уже есть много антиутопий про пандемии, где люди ходят в масках. Где родилось уже несколько поколений и люди не знают, как это – жить без маски. Это, с одной стороны, преувеличение, а с другой – похоже на правду, – отметил Михаил. – Пандемия пройдёт, но всё равно останется поводом. Например, собралось какое-то протестное движение, и власть его разгоняет. Почему? А чтоб пандемии не было. Все наши права личности, все права граждан, которые были до пандемии, мы ещё помним. Но если эти ограничения продлятся еще год-два, то мы, в силу такой человеческой особенности, будем их забывать».
БЛИЦ:
1. Кем Вы хотели быть в детстве?
– Писателем.
2. Человек, фильм или книга, которые изменили Вашу жизнь?
– Я фильмов и книг в своей жизни видел огромное количество. Фильм А.Тарковского «Сталкер» и книга Ф. М. Достоевского «Записки из подполья». Я в них увидел новые возможности смотреть на мир другими глазами.
3. Какое у Вас хобби?
– Я отношусь к тому числу людей, у кого всё, что может быть хобби, является работой. Я занимаюсь литературой, преподаю, при этом и то, и другое для меня и хобби, и работа.
Справка:
Михаил Гундарин – поэт, публицист, телеведущий, член Союза российских писателей, член российского филиала правозащитной организации ПЕН-центр. Бывший главный редактор телеканала «Наши Новости» и журнала «Барнаул литературный». Окончил факультет журналистики МГУ. Долгое время работал на кафедре журналистики АлтГУ, сейчас преподает на факультете коммуникативного менеджмента РГСУ.
29,575 Всего просмотров, 7 просмотров сегодня