Говорят, что барнаульцы ходят по серебру. Эта поговорка появилась еще тогда, когда работал местный сереброплавильный завод. Правда, он давно заброшен, но все равно интересен горожанам как исторический объект. Почему – мы решили увидеть своими глазами.
Территория завода окружена высоким бетонным забором, ее охраняют сторожа и собаки. Экскурсию для нас проводит экскурсовод Оксана Геннадьевна Каравацкая. Оксана Николаевна коротко знакомит нас с историей этого места. «Уникальность завода в том, что его история, в отличие от других заводов России, сохранилась до сих пор», – говорит экскурсовод.
Глядя на северную часть здания, не скажешь, что это был производственный корпус: великолепные колонны, фронтоны – все выполнено в классическом стиле. Завод строился более 10 лет, а его архитекторами были Андрей Иванович Молчанов и Лаврей Степанович Иванов. По пути от северного корпуса к южному находится много разных помещений и пристроек. Заходим в одну из них – печальная картина: кругом строительный мусор, в полу – дыры, а со стен отваливается плитка. Когда-то в этом цеху за гроши работали приписные крестьяне.
Стены завода выложены «большемерами» – большими кирпичами, которые сейчас уже не производят. Они очень качественные: несмотря на то, что эти «большемеры» изготовили еще в 18 веке, они до сих пор целые. Мы подходим поближе рассмотреть кирпичи и видим на них частички серебра.Они осели на поверхности вместе с дымом и копотью печей.
Мы выходим на дорожку, ведущую к зданию заводской конторы. По бокам от входа стоят полуразрушенные вазы, в которых когда-то росли цветы, вокруг растут большие деревья. Внутри заводоуправления – широкие, красивой формы, но облезлые арки. Раньше в стене были сейф и печь, но сейчас от них остались только дыры.
Фасады всех зданий смотрят на бывшую главную улицу: сейчас это просто проход между рядами зданий. Если провести воображаемую линию улицы – увидишь храм, который строился одновременно с заводом. Дорога проходит над «источником» названия города – рекой Барнаулкой, что с монгольского языка означает «мутная вода». Если бы не эта река, не стоял бы здесь и завод, который дал начало Барнаулу.
Южный корпус выглядит немного лучше северного, потому что его реставрировали. Сейчас в одной из его частей находится кузница, а остальное помещение пустует. Но в здании ненамного теплее, чем на улице: кто-то даже роняет диктофон, пытаясь спрятать руки от холода. Мы проходим под аркой на другую половину фабрики. Толщина стены здесь больше полуметра, но арка кажется очень легкой и невесомой. По темным пятнам на потолке легко догадаться, что здесь когда-то был пожар.
Пробираемся через кусты и видим памятник гидротехники середины 18 века, с которого и началось строительство города-завода. Это остатки плотины, самой мощной на то время в России. Сразу после постройки ее высота была шесть метров, но за пару веков плотина осела. Сейчас ее высота около трех метров, и то только благодаря усилиям волонтеров, которые подкапывают постройку. Год назад на территории завода архитекторы случайно откопали булыжную мостовую, а где-то под землей есть даже бомбоубежище, но никто не знает, где именно оно находится.
Сейчас сереброплавильный завод начинает новую жизнь. В здании проходят фестивали, выступает театральная студия, проводят спектакли. «Вообще хочется, чтобы на этой территории проходили мероприятия, чтобы люди видели отреставрированные здания, чтобы это место было живым», – мечтает Оксана Каравацкая. Люди могут вдохнуть жизнь в здание завода, сделав его одним из туристических мест. Пока что там пусто, но все же заметны небольшие изменения, дающие надежду на то, что сереброплавильный завод ждет счастливое будущее.
29,662 Всего просмотров, 12 просмотров сегодня