Момент съемочного процесса: подготовка к интервью
Съёмочная «рутина»
Я сижу в музее ГМИЛИКА на премьере фильма «И прекрасна моя родина – Алтай», и на экране появляются очень знакомые места, в которых я бывала этим летом. А все потому, что режиссёр этого фильма – мой папа.
Быть дочкой режиссёра – это отдельная профессия. В один день тебя наряжают первобытной, разводят костёр в Денисовой пещере и снимают «хронику» (потому что в каменном веке камер, к сожалению, не было), а в следующий день ты сидишь в черной машине под палящим солнцем, потому что папа увидел красивый кадр и хочет его заснять. К ужасной жаре и отсутствию интернета мы с моим братом привыкли, ведь катались с папой на съемки с раннего детства.

Иногда детям режиссера приходится менять профессию и становиться актерами. Мы с братом изображаем «доисторических» детей в фильме «Колыбель человечества»
«Почему мы опять встали?» – именно с этой, обязательно жалобно и отчаянно произнесённой фразы, начинается съёмка на природе. Затормозили в поле или у какого-то памятника, чтобы снять его. В такие моменты мы всей семьей выходим из машины и любуемся видами природы и тем, как папа настраивает камеру.
Когда мы наконец добираемся до гостиницы, которая чаще всего находится в каком-то маленьком городке, счастье – это всего лишь зайти в прохладный номер и свалиться на кровать. Но мама вытаскивает нас с братом из номера вечером, и мы все вместе идем смотреть на Катунь, накинув куртки. Только сегодня днем мы изнывали от жары, а теперь выйти на улицу без куртки нельзя. Вот за что я люблю климат Горного Алтая. Поужинав, как говорит мама, «в походных условиях» (доширак с тушенкой), мы направляемся спать, зная, что завтрашний день тоже пройдёт в дороге.
Бывают дни, когда папа говорит оставлять вещи в номерах и мы едем куда-нибудь снимать кого-нибудь. Для нас с братом это означает, что мы так же проведем день в машине, но на пару часов остановимся в далекой деревушке. В такие дни мы бесконечно катаемся по полям и лесам, пытаясь, естественно, без интернета, найти проезд к нужному месту, и только опросив всехвстречных, мы находим дорогу.
В этих поездках мы не задумываемся о том, куда мы едем, почему останавливаемся именно в этих местах, что именно ищет папа. Для нас это становится «рутиной». Но иногда ко мне приходит осознание: вот сейчас я стою на этой траве, а до этого здесь стоял кто-то, про кого снимают фильм, а значит, он очень значимый человек.
И вот я сижу в зале на премьере фильма «И прекрасна моя родина – Алтай». Вижу на экране знакомые места, но теперь это не просто пейзажи… Я пытаюсь понять своего папу, его работу, его замысел.
За Шукшиным
Весь съёмочный процесс я провела с папой, но для меня вся природа, которую мы снимали, показалась обычной. Поля и поля, ну леса красивые, а дальше что? Поэтому в первую очередь я задала папе вопрос, почему он выбрал именно эти места для съемок, и вот что он ответил: «Этот фильм связан с географией съемок Шукшина. Я пытался смотреть его глазами, мы искали те места, где он снимал, как это было тогда, как он мог выйти на берег и смотреть на это. Конечно, мне это не дано, я мог только фантазировать! Но я пытался представить, как он это увидел, почему он решил именно это снимать».
Я всегда знала, что папа неравнодушен к творчеству Шукшина. Он часто возил нас на Шукшинский кинофестиваль, был там в качестве члена жюри и участника, по мере моего с братом взросления показывал нам фильмы, где Шукшин был и режиссёром, и актёром. И конечно, не обошлось без литературы, у нас на книжных полках почётное место занимают штук шесть томиков его произведений. Но почему именно Шукшин? Вот что сказал папа:
«Шукшин – он как концентрированный образ русского человека. Через образ Шукшина я тоже выражаю свое отношение к понятию «что такое русский человек», «что такое Россия», «что такое русская идея», для меня это очень важно».
Всего фильмов о Шукшине у папы четыре, считая этот. Он рассказал, что творчество нашего земляка ему близко и что он разделяет его любовь к родине. Василий Макарович всю жизнь был патриотом своей малой родины, он находил в природе Алтая вдохновение и некоторые фильмы приезжал снимать сюда. Шукшин родился и рос в Сростках, и так получилось, что мой папа провел свое детство на соседнем берегу от этого села.

Владимир Сергеевич Кузнецов на Шукшинском фестивале – один из организаторов и член жюри
И тогда я задалась вполне логичным вопросом: «А ты был знаком с Шукшиным?» – и папа поделился одной историей. Он оказался свидетелем того, как работает Шукшин. Когда мой папа приехал из армии, до него дошли слухи, что тут, в Урожайном, снимают кино, и конечно, ему захотелось посмотреть. «К своей работе Василий Макарович относился серьезно. Он ходил хмурый, сосредоточенный, что-то объяснял, я видел, как у него двигались скулы. Он в принципе был очень погруженный в себя человек».
Но если у папы и так есть фильмы о Шукшине, то зачем он еще один снимает? Разве можно об одном человеке снять несколько фильмов с разными смыслами? И вот что об этом сказал мой папа: «Когда работаешь над чем-то, есть основная задача, а есть сверхзадачи, что-то там, за кадром. Дело в том, что молодежь очень много уезжает из края, и причин очень много. А нам хотелось рассказать молодежи, что край наш очень красивый, интересный, что можно приложить какие-то усилия, чтобы остаться здесь, найти себе место и приносить пользу Алтайскому краю. Это и стало сверхзадачей конкретно для этого фильма».
Справка: Кузнецов Владимир Сергеевич – режиссер-документалист, член и руководитель Алтайского отделения Союза кинематографистов России. Им снято около 50 короткометражных и полнометражных документальных фильмов, в их числе фильмы, посвященные нашим землякам: «Жизнь крестьянского сына» о Михаиле Калашникове, «Дорога памяти нашей» и «Исток» о Валерии Золотухине, «Я вернусь» о Михаиле Евдокимове, «Твой сын, Россия», «Василий Шукшин. Родина Навсегда», «Его земля», «И прекрасна моя родина – Алтай» о Василии Шукшине.
Лиза Кузнецова, 8 класс, гимназия №40
Фото из личного архива героя
10 Всего просмотров, 10 просмотров сегодня