МАКАРИЙ (Невский)

В миру Парвицкий Михаил Андреевич. Родился в многодетной (был шестым ребёнком) и очень бедной семье Андрея Парвицкого, причетника храма Рождества Пресвятой Богородицы в селе Шапкино Ковровского уезда Владимирской губернии. Нищета и желание сделаться дьячком заставили Андрея Парвицкого переселиться в 1843 году вместе с семьёй в Тобольск.

Окончил Тобольское духовное училище, Тобольскую духовную семинарию (1854). Фамилию Невский Михаилу присвоили в семинарии — в то время семинаристам нередко меняли фамилии. Чтобы заняться миссионерской деятельностью, отказался от поступления в Духовную академию, на что мог рассчитывать как второй по успеваемости семинарист на своём курсе.

22 февраля (6 марта) 1855 года поступил на службу в Алтайскую духовную миссию в звании учителя и миссионерского сотрудника. Образцом миссионерского служения всегда считал основателя миссии архимандрита преподобного Макария (Глухарёва), подвигу которого подражал. По собственным воспоминаниям,«исполнял обязанности чтеца, сопутствовал миссионерам в путешествиях, занимался в школе, ходил по домам для научения обращённых молитвам, ухаживал за больными, не гнушался и тяжёлого физического труда: копал гряды в огородах, обмазывал глиной стены убогих жилищ обитателей миссии, словом, шёл всюду, где нужны были для дела миссии труды его».

Кроме того, в течение двух лет изучил алтайский язык и занимался переводами на него молитв и богослужений совместно с переводчиком Михаилом Чевалковым. При этом иеромонах Макарий, «чтобы подыскать и ввести в употребление какой-нибудь новый термин, нередко нарочно отправлялся на несколько недель и даже месяцев в отдалённые захолустья Алтая и только путём долгих и многих бесед с различными инородцами, после убеждения, что для обозначения известного христианского понятия подходит и для всех инородцев понятно то, а не другое выражение, проходил к принятию и употреблению известного термина».

Чтобы сблизиться с коренными жителями, Макарий изучил алтайские языки, досконально ознакомился с местными обычаями. В 1864 и в 1867—1868 годах находился в Петербурге, где занимался печатанием составленного им первого «Алтайского букваря» и православных книг на алтайском языке. Среди этих книг были «Литургия святого Иоанна Златоуста», «Священная история Нового Завета», «Огласительные поучения для готовящихся ко святому крещению», «Евангелия воскресные, утренние и праздничные» и ряд других. Это были первые книги, изданные на алтайском языке. Составил и издал «Алтайско-русский букварь» (1868). В 1868—1869 годах совместно с казанским профессором Николаем Ильминским и крещёным алтайцем Чевалковым готовил к печати составленную алтайскими миссионерами первую грамматику алтайского языка. Для алтайцев-мирян написал сборник собственных духовных стихов «Лепта».

Был избран членом Совета переводческого Братства святого Гурия (Казань). Во время пребывания в Казани организовал богослужение на татарском языке, создав хор из крещёных татар и создав для него церковные напевы по образцу алтайских.

Вернувшись на Алтай, организовал в Чепоше училище на семьдесят человек с общежитием для подготовки учителей для других школ, первый выпуск которых состоялся в 1872 году. С 29 июля (10 августа) 1871 года — игумен. С 1875 года — заведующий Центральным миссионерским училищем в селе Улала, которое готовило учителей, переводчиков, священнослужителей, катехизаторов. С 13 марта 1875 года — помощник начальника Алтайской духовной миссии. С 1876 года одновременно член комиссии по рассмотрению рукописей, предназначаемых к изданию на алтайском языке. С 29 июня (11 июля) 1883 года — архимандрит.

С 29 декабря 1883 года — начальник Алтайской духовной миссии (был им до 1891 года, но и в последующие годы осуществлял попечительство над делами миссии). За многолетние миссионерские труды его называли «Апостолом Алтая» и «Сибирским столпом Православия».

Сыграл значительную роль в становлении и развитии Бийского катехизаторского училища, в котором получали образование представители различных народностей как Алтая, так и Томской епархии в целом: алтайцы, телеуты, шорцы, абинцы, матурцы, сагайцы, киргизы, остяки из Нарымского края. Удостоен высочайшей благодарности от Николая II в деле церковного и школьного строительства в Сибири. Под началом Макария Невского состоял детский приют и дом трудолюбия в Предтеченском женском монастыре Томска. Его усилиями при Алтайской миссии было открыто свыше 60 школ для алтайцев, учреждён женский Телецкий монастырь.

 1,501 Всего просмотров,  2 просмотров сегодня

Еще материалы

Собери символ года

Трудный год крысы заканчивается, совсем скоро ей на смену придет металлический бык. Мы подготовили для вас материал о том, что же нам принесет этот символ.

 27,759 Всего просмотров,  2 просмотров сегодня

Читать далее

Газета «САМИ», создаваемая школьниками Алтайского края, благодаря губернаторскому гранту разработала аудиогид по окрестностям национального парка «Салаир»

Газета «САМИ», которую создают школьники, выходит в Алтайском крае уже тридцать три года, за это время она стала не только качественным изданием, уверенно занимающим призовые

 19,403 Всего просмотров,  15 просмотров сегодня

Читать далее

«В четверг в четыре». Гость Анна Адамайтес

Сегодня четверг – значит, в редакцию заглянет гость. На этот раз – Анна Адамайтес, редактор радио “Комсомольская правда на Алтае”.  Встречаемся в 16:00 без опоздания.

 28,004 Всего просмотров,  4 просмотров сегодня

Читать далее