Россия и Таджикистан активно сотрудничают в сферах образования, науки и культуры. Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко, говоря об успешных практиках сотрудничества двух стран, ни раз упоминала Алтайский государственный педагогический университет. Какие проекты реализует педуниверситет? Как реализуется сотрудничество вуза и азиатских стран? И почему алтайские студенты так стремятся поработать в Таджикистане?
Центры открытого образования
Центры открытого образования – это образовательные учреждения, которые реализуют программы обучения русскому языку и на русском языке для иностранных граждан за рубежом.
В 2021 году в городе Бохтар Республики Таджикистан АлтГПУ создал первый Центр открытого образования. Через два года – в городе Хорог. Сейчас такие Центры есть и в Афганистане, и в Таиланде, и в Мьянме.
В Таджикистане в таких центрах АлтГПУ реализует 4 программы. На которых обучаются 109 учеников – от дошкольников до преподавателей высшей школы. Любой человек, желающий выучить русский язык, может стать учеником такого центра.
В рамках деятельности каждого Центра педуниверситет ежегодно при поддержке Министерства просвещения готовит и реализует курсы по русскому языку и на русском языке для разных категорий иностранных граждан, проводит культурно-просветительские, образовательные и научно-методические мероприятия.
Ректор АлтГПУ Ирина Лазаренко отмечает, что Центр в Мьянме за два года обучил более 600 человек! Это говорит о желании жителей азиатских стран получать российское образование, изучать русский язык.
Российско-таджикские школы
Алтайский государственный педагогический университет сотрудничает с пятью российско-таджикскими школами в городах Душанбе, Куляб, Бохтар, Турзунзаде, Худжанд. Зачем нужно это сотрудничество? «Школьникам Таджикистана это действительно важно, – говорит Ангелина Бушмакина, которой в ноябре предстоит поработать в российско-таджикской школе в городе Куляб. Сейчас девушка учится в магистратуре АлтГПУ на направлении «Преподавание русского языка как иностранного. Современная лингводидактика». «Города в Таджикистане больше похожи на деревни – много частных секторов. Молодёжи работать негде. Там выращивают хлопок, табак, фрукты, делают вино. Больше, наверное, ничего и не развито. Поэтому российское образование даёт какую-то перспективу развития».
«Многие преподаватели отправляются в командировки, чтобы делиться опытом с таджикскими учителями», – рассказывает Елизавета Обухова, которая как студент педагогического университета попала в программу «Русский учитель за рубежом». Девушка рассказывает, что заинтересовалась этой темой после услышанных отзывов: «Преподаватели возвращаются оттуда с самыми положительными эмоциями, красочно рассказывают о поездках».
«Поехать на работу в Таджикистан, если ты студент АлтГПУ, очень просто», – продолжает Ангелина, – «когда поступаешь в пед, слышишь об этом везде! Видишь ребят, педагогов, которые там уже побывали, твой интерес растёт».
Всей организацией поездки, работы занимается педагогический университет. Будь то обмен опытом с таджикскими учителями, когда едут преподаватели университета, или стажировка студентов – всегда оплачиваются билеты, предоставляется жильё, выплачивается зарплата.
Здесь не грустно и не уныло!
У Александра Бауэра был немного другой путь. В педагогическом университете он начал обучение в магистратуре на направлении «Преподавание русского языка как иностранного. Современная лингводидактика» уже после того, как два года отработал в Таджикистане. В 2023 году педагогу предложили поработать в Душанбе – он согласился. Сейчас Александр уже третий год живёт преподаёт в российско-таджикской школе имени Юрия Алексеевича Гагарина. Какие плюсы работы и жизни в этой стране выделяет учитель?
«Во-первых, всё зелёное круглый год! В Новосибирске мне было очень уныло и грустно. И люди сразу становятся такими же грустными», – говорит Александр. «Во-вторых, фрукты. Их можно достаточно дёшево купить, они очень вкусные и сочные». Но еду везде есть точно нельзя. Ангелина рассказывает, что их перед поездкой предостерегают: Нам говорят, что на рынок лучше ходить с кем-то местным, а то могут обмануть. Есть только в проверенных местах, пить – тоже». Это подчёркивают в своих рассказах и Елизавета, и Александр.
А что насчёт школ?
Елизавета уверена, что в Таджикистане учителей уважают больше, чем в России: «Люди вежливо относятся к учителям. Им важно, что о них и их детях мы подумаем, с каким мнением уедем». Александр говорит, что разницы в этом плане не замечает: «Может быть, мне раньше везло и я не сталкивался с проблемами в преподавании. Но мне кажется, что всё примерно одинаково. За всё время жизни и работы в Душанбе у меня была одна небольшая проблемная ситуация с учеником, но мы быстро всё решили. Так что всё в порядке!»

Проведение тренинга по управлению коллективом
Но с чем точно никогда не бывает проблем – это с материальной базой.
«Школы оснащены абсолютно всем, что нужно. Интерактивные доски, принтеры. Я начал заниматься с детьми проектированием – нам докупили 3D принтер».
Александр отмечает, что даже при строительстве школы учитывают много важных моментов: «Где солнце садится, где восходит, как расположить здание, чтобы утром было не холодно, а в обед – не жарко. Что сделать, чтобы поддерживать комфортную температуру в помещении. Учитывают всё!» Есть спортивные площадки, бассейны для детей, для педагогов. «В таких школах есть всё необходимое и даже больше», – подытоживает Елизавета.
Культурное взаимодействие, о котором так много говорят
Читая о сотрудничестве двух стран в области образования, мы обязательно увидим, что особое внимание уделяется культурному взаимодействию стран. А реализуется ли это на практике?
«Празднуются все русские важные даты, в полном объёме раскрывается культура России. При этом все таджикские праздники тоже отмечаются», рассказывает Елизавета. «Мы идём по российской программе», – объясняет Александр, – всё, что празднуется в России, то празднуется и здесь. Мы регулярно проводим линейки, посвящённые российским праздникам, «Разговоры о важном» тоже проходят еженедельно».
«Когда я работала в городе Куляб, мы готовили концерт ко Дню Конституции РФ. Ребята показали пару сценок, посвящённых главам Конституции. Были и музыкальные номера, учителя пели тоже! А в конце торжественно выносили каравай», – Елизавета поделилась своим опытом организации мероприятии в российско-таджикской школе.
«Мне просто самому интересно»
Слушая рассказ Александра, сразу понимаешь, что российско-таджикская школа – это место, в котором можно реализовывать свои творческие идеи. Учитель руководил вокально-инструментальным ансамблем педагогов, а ещё – играл там на барабанах. Сейчас уже учащиеся играют в таком ансамбле.
«Я очень благодарен администрации школы за то, что мою идею поддержали и достали нам музыкальные инструменты. Это действительно круто и ценно!»

Вокально-инструментальный ансамбль «Звёздный пульс»
Ещё Александр занимается с детьми проектированием – ребята вместе с учителем создали микрогидроэлектростанцию:
«Очень часто у нас отключают подачу электроэнергии. Поэтому я подумал, что можно использовать воду для создания электроэнергии. У нас много воды, поэтому это достаточно просто сделать. Сейчас наша цель – написать грант на реализацию этого проекта».

3D модель микрогидроэлектростанции
Александр проводит учащимся тренинги по предпринимательству, управлению коллективом, решению конфликтов, лидерству, планированию. Ребята постоянно участвуют в различных проектах, например, проходили отбор в Интердом – Международный центр образования, участвовали во Всероссийской научной Конференции школьников «Открой в себе учёного». И всё это под руководством Александра! За свою активность некоторые учащиеся получали путёвки в «Артек».
Александр сам участвует в профессиональных конкурсах. Сейчас это Международный конкурс «Лучшая российская школа за рубежом», номинация – «Учитель-международник».
Педагог говорит, что за свою педагогическую деятельность вне учебных занятий дополнительную плату он не получает:
«Мне просто самому интересно всем этим заниматься с детьми – учить их играть на музыкальных инструментах, создавать проекты на разные темы, общаться с ними! А на зарплату я не жалуюсь, меня всё устраивает».

Результаты олимпиад по английскому языку. Всегда есть полуфиналисты и финалисты!
«А таджикам это надо?»
… Спрашиваю я у Александра про внедрение российского образования в Таджикистане.
– Я Вам так скажу, – начинает учитель, – в нашей российско-таджикской школе конкурс 93 человека на место. Поэтому, я думаю, что очень надо.
Александр отмечает, что детям в школе действительно интересно. Они активные, заинтересованные, участвуют во всех событиях, стремятся к хорошим учебным результатам. Но с особым трепетом учитель рассказывает о ребятах, чьим классным руководителем он был раньше:
«Когда детей делили по профильным классам – плакали все, даже родители. Сейчас ребята приходят ко мне на переменах, мы поддерживаем общение, но они всё равно просятся обратно – в мой класс».
Про жителей азиатской страны вроде бы всё понятно – им это нужно, чтобы получить более качественное образование, выучить один из международных языков, может быть – уехать в Россию и работать по той специальности, которая в Таджикистане и не нужна. А России это сотрудничество зачем?
«Распространять русский язык, привлекать иностранных студентов, а потом – трудовые кадры, – отмечает Ангелина. – Налаживаем отношения с Азией – время диктует свои правила. При этом мы же и свою систему образования развиваем, укрепляем сотрудничество со странами, в чем-то перенимаем опыт. Тем более, образовательное сотрудничество между Россией и Таджикистаном возникло уже давно, сейчас мы его укрепляем».
«А Вы не жалеете?»
Свои сложности тоже есть. Другая страна, культура. Учить детей нужно не только предмету, но и делать всё, чтобы он осваивал язык, приобщался к российской культуре. Но про плюсы Александр говорит гораздо больше, про минусы практически не упоминает.
Конечно, я не могла не спросить у Александра, а не жалеет ли он о том, что так кардинально поменял жизнь.
«Нет, я ни капли не жалею. Переехал я сюда вместе с семьёй, жена тоже работает учителем, без неё и дочки я бы не уехал. И здесь нравится всё. Коллеги – настоящие профессионалы, у которых можно многому научиться. Школа предоставляет все возможности для реализации идей, профессионального роста».
Александр – человек с активной жизненной позицией. Что он только ни делает! С инициативной группой учитель занимается уборкой православного кладбища, участвовал в забеге в честь 80-летия победы в Великой Отечественной войне, вместе с ребятами создаёт мероприятия на самые разные темы. Например, подъём в гору на 1100 метров накануне 9 мая.

Мероприятие, организованное классом Александра – наблюдение последнего парада планет
И Елизавета, и Александр отмечают, что люди там очень дружелюбные. «В аэропорту нас встретили, всё время окружали заботой и вниманием, – рассказывает девушка. – Однажды моей подруге стало плохо на улице, и нам сразу же помогли прохожие. Даже не взяли денег за такси!»
«Нет плохих наций, есть плохие люди, – подытоживает Елизавета, – опасности я там не ощущала. Очень люблю время, проведённое в Таджикистане».
Автор: Анна Лесных, педагог детско-юношеской газеты «САМИ»
Фото из личного архива героя
1,318 Всего просмотров, 351 просмотров сегодня