Фото 1. Анна Колтакова рассказала ребятам, почему
журналистика и педагогика соприкасаются друг с другом.
Фото 2. Ребята завороженно слушали и задавали много вопросов.
Фото 3. Ирина Алексеевна с гордостью рассказала о
предстоящих проектах.
Мы побывали на пресс-конференции со специалистами в области
патриотического воспитания и медиасопровождения Алтайского края – Ириной
Николенко и Анной Колтаковой. Кто такие навигаторы детства и почему их нельзя
считать вожатыми? Объясним, расскажем и покажем.
– Как вы пришли к тому, чем вы сейчас занимаетесь?
Ирина Николенко:
– Я окончила Каменское педагогическое училище, через
некоторое время поступила в Горно-Алтайский государственный университет и
только потом начала свою педагогическую карьеру. Сначала учителем, потом уже
завучем и наконец заместителем директора по учебно-воспитательной работе.
Однако в проект «Навигаторы детства» меня привело хобби объединять в дружные
коллективы детей, организовывать познавательные поездки. Все началось с первого
созданного мной в 2008 году отряда правоохранительной направленности «Юные
друзья полиции».
Анна Колтакова:
– Я училась на социологии в АлтГУ, на 1 курсе попала в отряд
«Снежного десанта» «Горизонт», где начала заниматься журналистикой, писать
статьи и посты. Дальше – больше. Вот я уже руководитель пресс-центра и меня
зовут работать в Управление молодежной
политики. Через полгода я – специалист по медиасопровождению, SMM-щик. Моя
история в этой сфере началась с онлайн-форума АТР, и все четыре дня с ребятами
мы жили в Алтайском центре развития добровольчества и вели паблик «Алтай.
Территория развития». После этого меня пригласили в Алтайский институт развития
образования и предложили стать медиа-специалистом проекта «Навигаторы детства».
– Навигаторы детства – это то же, что и вожатые, или есть
различия?
И. Н.: Вожатый – человек, который организует досуг, его
основная задача – сделать так, чтобы было интересно. Советник директора по
воспитанию работает не только с детьми, но и с педагогами. Он заботится о досуге
в школе, где работает, и делает все мероприятия более масштабными. Подобная
концепция работает в «Дни единых действий», когда по всей стране от Сахалина и
до Калининграда навигаторы проводят мероприятия в свои часовые пояса в своих
образовательных организациях.
А. К.: Советники могут взаимодействовать с любой детской и
взрослой организацией. Ребята из 52-го лицея Барнаула недавно выиграли грант по
программе «Я считаю», сейчас у них появится в отдельном кабинете
профессиональная студия! Они будут звездочками медиасферы, и профессиональные
навыки начнут затачиваться со средней школы.
– Что нового привнесло «навигаторство» в систему
образования?
– Для учителей это стало настоящей встряской.
Многие
педагоги с многолетним опытом работы в школе столкнулись с проблемой нехватки
навыков в разных областях. Спустя всего полгода их присоединения к проекту
«Навигаторы детства» мы увидели первые достижения. Учителя научились наравне с
ребятами владеть навыками видеосъемки, писать посты, развивать соцсети, –
делится Ирина Алексеевна.
– Как узнать о деятельности «Навигаторов детства»?
– В социальных сетях есть открытые группы самого проекта
«Навигаторы детства», а также региональные и городские паблики, сайт, где дана
вся культурно-развлекательная повестка. Именно туда выкладывают самую
актуальную информацию по всем проектам и мероприятиям. Также вы можете сами
предлагать реализацию проектов, написав нам даже в личные сообщения
«ВКонтакте». Наша целевая аудитория – студенты, поэтому мы еще стараемся
наладить коммуникацию с вузами, особенно педагогическими. Там нас тоже можно
часто застать, – рассказала Ирина Николенко.
– Мы так много говорим о наставниках и педагогах. Вы можете
вспомнить человека, который на вас повлиял?
И. Н.: Самый первый и главный – мой отец, который привил мне
любовь к географии. Еще у меня была прекрасная учительница в начальных классах.
Мы все мечтали быть такой, как она. Не могу не сказать о моем первом завуче,
она много вложила в меня как в молодого специалиста. Кстати, чуть не забыла!
Еще могу отнести к влиятельным наставникам Татьяну Билан – руководителя клуба
учителей-титовцев.
А. К.: У меня была замечательная классная руководительница,
которая всегда говорила: «Аня, просто супер, что есть время учиться, но должно
быть время для развития. Надо писать проекты, ездить на конкурсы,
путешествовать. Все твои грамоты мы подадим, ты поедешь в «Орлёнок». Я
прекрасно понимала, что все достижения, которые приходят, какие-то поездки,
награды, золотые медали за учёбу – это всё результаты труда. А когда у тебя
есть результат труда, ты понимаешь, для чего ты всё это делаешь, для чего
встаёшь по утрам. Последний знаковый человек – тот, из-за которого я начала
заниматься СМИ и журналистикой. Это руководитель пресс-центра Света Чупукова.
Она тогда была журналистом «МиаПульс». Света научила меня писать, объяснила,
что хорошо, а что плохо, провела какими-то тропками: «сходи сюда», «напиши
здесь», «может быть, вот так попробуем?». И это не было нативно.
Проект «Навигаторы детства» – это возможность повысить
качество образования не только в отдельных районах Алтайского края, но и в
разных регионах России. Именно навигаторы создают комфортную среду для ребенка,
поддерживают и мотивируют покорять новые вершины. И в силах советников, новых
педагогов, направить молодое поколение в нужную сторону и указать им верный
путь.
Савелий Кладько, 9 класс, гимназия №11, литературная студия
«Вдохновение», г. Рубцовск;
Илья Зенин, 10 класс, школа №132 им. Н.М. Малахова, газета
«САМИ», г. Барнаул;
Полина Бочарова, 10 класс,
лицей №8, «ЛицейNEWS», г. Новоалтайск.
Фото: Илья Зенин, 10 класс, школа №132 им. Н.М. Малахова,
газета «САМИ», г. Барнаул
Фото 1. Лучшие коллективы Алтайского краевого дворца творчества детей и молодёжи представляют свой номер «Родина-мать»Флешмоб.
Фото 2. Исполнители, словно белые журавли: чистые и светлыеФлешмоб.
Фото 3. Душа флешмоба — ансамбль русского танца «Светлячки»Флешмоб.
Фото 4. Школа моды «Светлана» представила свои яркие образыФлешмоб.
Фото 5. Своим зажигательным танцевальным номером воспитанники Дворца творчества детей и молодёжи никого не оставили равнодушнымиФлешмоб.
Фото 6. На переднем плане самые маленькие танцоры поддерживали энтузиазм акции, размахивая флажками триколор
Россия – страна, в которой живут граждане, преданные своей Родине. Во многих городах проводятся патриотические флешмобы и акции, которые могут укрепить дух единства нашего народа. Именно поэтому одиннадцатого мая на площади Кири Баева прошел флешмоб танцевальных коллективов Алтайского краевого дворца творчества детей и молодежи «За тебя, Родина – мать!». Он объединил все города Сибири.
Звезды Дворца
Инициатива поступила от жителей города Новосибирска, и Наталья Ивановна Реснянская, педагог-организатор Дворца, с удовольствием поддержала идею, собрав для патриотического флешмоба лучшие коллективы краевого дворца: вокально-хореографическая студию «Маленькая страна», школу моды «Светлана», театральную студию «Образ», школу спортивного чирлидинга Fly, ансамбль русского танца «Светлячки», сводный педагогический отряд «Парус», театр песни «Звенящая капель», творческое объединение «Фото-кино-мульти». Выступали и флагоносцы Краевого студенческого отряда «Алтай». Флешмоб прошел с целью поддержать боевой дух участников специальной военной операции.
Воссоздать все в деталях
Знаменитую песню «Родина-мать» группы «Любэ» сопровождали солнечная погода, мелодичное пение птиц и лёгкий ветер – природа поддерживала старания ребят. Сочетание современного и русского танца придавало особый колорит номеру. Свою изюминку добавили юные чирлидерши своими сложными акробатическими элементами и поддержками, захватывающими дух. Дополнением к атмосфере стали яркие флаги всех студенческих отрядов, а на переднем плане выступали самые маленькие танцоры с флажками нашей страны, желающие поддержать энтузиазм акции. В финале выступления вокалисты выстроились в форме клина, имитируя стаю белых журавлей.
Акулова Галина Ивановна – заслуженный работник культуры Российской Федерации и художественный руководитель заслуженного коллектива художественного творчества Алтайского края, образцового ансамбля русского танца «Светлячки», поделилась своим мнением с журналистами: «Подобные проекты актуальны, потому что это патриотично. Проведение таких мероприятий говорит о том, любим ли мы Родину и можем ли мы это подтвердить. Народ всегда готов друг друга поддержать. Мы не в стороне, и «шагаем в ногу» за всем сообществом России».
Коллективы готовились только неделю, но смогли показать хороший результат. Флешмоб получился трогательным, вызвав сильные эмоции у зрителей. «За тебя, Родина – мать!» – отличный пример патриотической акции, которая способна сплотить весь русский народ, и в будущем, наверняка, подобных проектов будет больше.
Александра Ивацина, 9 класс, гимназия № 11, литературная студия «Вдохновение», г. Рубцовск,
Ляля Тузовская, 7 класс, Пресс-центр МБОУ СОШ №127, Школа №127, г. Барнаул.
Фотографии: Илья Зенин, 10 класс, Школа № 132, газета «САМИ», г. Барнаул,
Ляля Тузовская, 7 класс, Пресс-центр МБОУ СОШ №127, Школа №127, г. Барнаул.
Анастасия Геращенко, 3 класс, школа № 64, газета «САМИ», г. Барнаул.
Участники фестиваля «Свой голос»
побывали на экскурсии в Алтайском краевом дворце творчества детей и молодежи,
чтобы узнать больше о коллективах, которые принимали участие в патриотической
акции «За тебя, Родина-мать!». Свои объединения представили педагоги
дополнительного образования, с которыми юнкоры с удовольствием познакомились.
Озаряют своим светом уже 47 лет
Мы входим в
просторный хореографический класс, а из соседних кабинетов слышны разговоры,
смех, шорох костюмов танцоров, вернувшихся с выступления. Сюда нас привела
Галина Ивановна Акулова – руководитель заслуженного коллектива самодеятельного
художественного творчества Алтайского края, образцового ансамбля русского танца
«Светлячки». Она рассказала о том, как создавался ансамбль 47 лет назад, и о нынешних
его достижениях. В качестве педагога ее первая работа состояла из трех номеров,
которые ее ученики выучили за четыре месяца. Это было выдающимся результатом
для молодого педагога. В знак признательности воспитанники Галины Ивановны
подарили ее портрет, полностью состоящий из маленьких фотографий с конкурсов,
выступлений и ее танцевальных моментов с коллективом. Он украшает стену прямо
напротив входной двери, а это не может не привлекать внимания.
Совсем не маленькие
По соседству
со «Светлячками» расположилась вокально-хореографическая студия «Маленькая
страна». Мы входим и застаем за работой Татьяну Александровну Процюк, педагога
по вокалу и сольфеджио этого объединения. Она оформляет на стене изображение
солнца, где на каждом из двенадцати лучиков располагаются фотографии ее
воспитанников по датам их рождения. По словам Татьяны Александровны, многие из
ребят уже выросли из «Маленькой страны», но все равно рады видеть себя на этих
лучиках. Коллективу уже 24 года, но он продолжает свою активную деятельность.
Например, скоро юные артисты покажут на сцене Дворца музыкальную сказку о том,
как девочка попадает в сказочный лес и ищет друзей, знакомясь с разными
персонажами. Ещё Татьяна Александровна делится историей о том, почему талисман
коллектива – жираф. Его подарили ребятам после выступления в кафе «Маугли», и с
тех пор он верный спутник на конкурсах и во всех поездках.
Всегда в «Образе»
По коридорам
Дворца юнкоры проходят в театральную студию «Образ», где и знакомятся с её
руководителем, Ангелиной Юрьевной Хариной. Она – режиссёр-постановщик
Алтайского краевого дворца творчества детей и молодежи. Её выпускники
становятся студентами институтов культуры, а затем большинство из них работают
по профессии. Творческое объединение Ангелины Юрьевны прививает детям любовь к
Родине через искусство. В театральных конкурсах её коллектив занимает призовые
места. Внимание привлекает нарисованное на стене дерево – это недавно
зародившаяся традиция. На нём вместо листочков расположены ладошки ребят. Пока
что их совсем немного, но скоро дерево «обрастёт» новыми отпечатками рук юных
актеров.
Не хуже, чем на неделе моды в Париже
Учениц школы
моды «Светлана» юнкоры застают за работой. Кто-то из девочек тренируется делать
прически на манекене, а кто-то вносит последние штрихи в работу над головными
уборами для новой коллекции. Юные модели показывают нам свои любимые образы.
Одно из платьев вошло в коллекцию «Чёрный квадрат», созданную на основе
творчества художника-авангардиста Казимира Малевича. К этому платью еще была
выполнена шуба, полностью изготовленная вручную. Воспитанницы школы изучают
много дисциплин: шитьё, изобразительное искусство, ритмика и др. Каждый образ
для новой коллекции они от начала и до конца продумывают сами: рисуют эскиз,
делают выкройки, шьют по ним готовое изделие и потом представляют его на
показе. Многие девушки любимым этапом считают шитье, ведь навыки этой
дисциплины помогают им и в жизни: они с удовольствием шьют одежду себе, родным
и друзьям.
Там, где учат мыслить, как художник
Спустившись
на первый этаж, юнкоры оказываются на занятии в изостудии «Изо Де Граф» и
встречаются с её руководителем и выставляющимся художником Еленой Михайловной
Сурковой. Название объединения может показаться сложным, но на самом деле оно
расшифровывается как «Изобразительная декоративная графика». Ребята заняты
делом: кто-то делает первые наброски, а кто-то работает с цветом и превращает
рисунок, выполненный простым карандашом, в яркое произведение. Главный принцип,
которым руководствуется Елена Михайловна, звучит так: «Нужно не просто научить
детей рисовать, а научить их думать, как художник, научить видеть прекрасное».
Те, кто всегда на высоте
В школе
спортивного чирлидинга FLY нас встречает основатель объединения – Зинаида
Николаевна Дубова, которая является руководителем Федерации чирлидинга и
чир-спорта Алтайского края. Сидя вокруг Зинаиды Николаевны, ребята слушают
рассказ о первых попытках взлёта чирлидинга в нашем регионе, о его появлении в
2007 году как официального вида спорта, о возникновении спортивной школы. Сейчас
же чирлидинг в Алтайском крае продолжает активно развиваться, а FLY процветает
и завоевывает награды конкурсов различного уровня.
О чудесах мультипликации
Завершением
экскурсии стало творческое объединение «ФотоКиноМульти». В своей
мультипликационной мастерской нас встречает Яна Сергеевна Коваленко,
руководитель объединения. Объединение считается самым молодым во Дворце, ему
всего пять лет. Здесь ребята учатся создавать фильмы и мультфильмы. Ребята
работают с пластилином, но наибольшую популярность имеют мультфильмы,
нарисованные на бумаге. Хоть процесс создания такого мультфильма достаточно
трудоемкий, на фестиваль «МультСемья» ребята смогли подготовить конкурсную
работу за три дня и даже получили гран-при! В студии занимаются и актёрским
мастерством. Ведь прежде чем отрисовать определённую эмоцию, её сначала нужно
прожить.
На экскурсии
участники фестиваля «Свой голос» познакомились с руководителями творческих
объединений Алтайского краевого дворца творчества детей и молодежи – людьми,
которые действительно горят своим делом.
Мария Аллянова, Софья Сидорова, 10
класс, АКПЛ, Барнаул.
Фото: Ева Станченко, 2 курс,
АлтГУ;
Ляля Тузовская, 7 класс, школа №
127, Барнаул.
Фото 1: Для
создания работ ребята могут комбинировать разные материалы: краски, фломастеры,
мелки, карандаши.
Фото 2: Ребята из
объединения «ФотоКиноМульти» занимаются пластилинографией. Рисование
пластилином действует как арт-терапия.
Жизнь наставников и педагогов непроста, и нынешний год посвящен людям этой сложной и ответственной профессии. Педагоги – это прежде всего наши вторые родители, которые помогут освоить новые увлечения или хобби и раскрыть наш внутренний потенциал. Именно эти люди воспитывают и формируют новое поколение детей, от которых зависит будущее науки и культуры нашей страны. Сегодня наши ребята пообщались с жителями города Барнаула, у которых в детстве были наставники в разных сферах культуры, и услышали их истории.
Героем нашей истории стала Бугай Татьяна Анатольевна, учитель информатики и математики Сибирской средней школы Первомайского района. Коллеги Татьяны помогли ей в жизни многим. Научили и на гитаре играть, и рисовать, и даже освоить лыжный спорт. Для нее самым запоминающимся и важным учителем была Людмила Александровна Абраменко. Она строгая, честная, порядочная, умная и отзывчивая женщина, учила её детей, победивших во многих всероссийских конкурсах по предмету учительницы – географии. Людмила Александровна окончила институт изобразительного искусства в Омске, создала кружок по творчеству, куда Татьяна Анатольевна ходила со своими детьми. Омская выпускница учила их живописи и росписи по дереву, и до сих пор, через 20 лет, на стене семейства Бугай висит панно, которое они делали вместе с Людмилой Александровной.
Следующую историю нам рассказал Владимир Петрович. Своего первого учителя он помнит смутно, но хранит память об учительнице, которую он любил и уважал, звали её Маргарита Александровна. Она была в концлагерях, пережила репрессии и после всего этого преподавала французский язык. Было это всё 50 лет назад, но Владимир, как вчера, вспоминает её доброту и отзывчивость, но, к сожалению, фамилии педагога не знает. Хоть французский нельзя назвать его увлечением, больший упор он делает на английский язык, изучаемый под чутким наставничеством его собственной дочери. Она сама выучила язык пару лет назад и сейчас, вместе с ним, выступает с песнями на нём на Мало-Тобольской улице, им обоим очень нравится музыка. Она имеет много знакомств по всему миру, в частности, в США. Владимир считает, что самая важная личность в его жизни и представлена его чадом. Дочь для него и наставник, и учитель в одном лице. Она превосходно умеет объяснять, свободно разговаривает, как на английском, так и на русском языке.
Наш следующий герой Наталья Валерьевна Селиверстова – руководитель студии, педагог по вокалу. Она жила в селе Новоегорьевском Егорьевского района. Её первая учительница была прекрасной, понимающей сельской женщиной. В первом классе она отвела её в хор, и Наталье Валерьевне настолько понравилось петь, что и по сей день она занимается вокалом и даже создала свою собственную вокально-хореографическую студию «Маленькая страна». Совершенствоваться в пении ей помогал Александр Борисович Тарнецкий – человек, руководивший Барнаульским академическим хором. Сейчас этот хор носит его имя. И сегодня уже Наталья Валерьевна, как когда-то Александр Борисович Тарнецкий, помогает развиваться детям в этой сфере.
Любовь Михайловна – одна из жительниц города Барнаула. В детстве её жизнь никак не была связана со спортом или танцами, как у многих девочек, но она очень любила ходить в дом культуры на различные театральные вечера или просто дискотеки со своими подругами. В более старшем возрасте её тяга к различным мероприятием в доме культуры никуда не пропала, а наоборот, возросла. «Так случилось, что в один из вечеров, когда я пришла в дом культуры, то увидела, что им требуется человек в кассу, который будет продавать билеты на мероприятия, и я поняла, что этой мой шанс». Несколько лет наша собеседница работала в кассе дома культуры и наслаждалась этой работой. «Я любила эту работу, потому что могла не только работать, но и посещать культурные вечера в доме, пока не ушла на пенсию и не растеряла своих подруг».
Не всегда нашим педагогом или наставником должен быть чужой человек, который осветит мир культуры нашей страны, так считает Людмила – ещё одна жительница города Барнаула. Она не занималась спортом, её это никак не увлекало, она просто любила играть во дворе с обычными ребятами и наслаждаться сладким детством. Однажды мама Людмилы решила свою юную дочь научить вышиванию. Девочка с удовольствием начала учиться такому хобби, пусть с ошибками и неудачами, но усердно, потому что её это привлекло. Сейчас Людмила уже бабушка, но она до сих пор занимается вышиванием и хранит тёплые воспоминания из детства, а ещё хочет научить двух своих подрастающих внучек этому хобби.
Спортивные танцы – это не только медали и великая слава, но и просто счастливое детство ребёнка – так можно рассудить после интересной истории девушки Софьи, которая рассказала о своём опыте. «В юности, будучи школьницей, я занималась танцами, а ещё ходила в музыкальную школу и играла на гитаре. Моё детство было счастливым и приятным, благодаря грамотным наставникам, которые со мной занимались. Они вложили в меня не только физические навыки, но и подарили сильный духовный характер. Я не собиралась связывать свою жизнь со спортом, но очень рада, что моё детство прошло так насыщенно, а ещё меня постоянно поддерживали близкие».
У многих из нас есть любимый учитель, который помог обрести новое увлечение. Полина, один из героев нашего опроса, флагоносец из студенческого отряда, благодарна своему тренеру Зинаиде Николаевне Дубовой за то, что та научила её пользоваться флагами и правильно маршировать. Она была для девушки ярким примером чёткости и точности движений, а также научила грамотно работать в стрессовых ситуациях. Зинаида Николаевна внесла большой вклад в жизнь Полины, и девушка благодарна ей за работу и терпение.
Александр считает, что наставник и педагог, который повлиял на его жизнь, – это его бабушка. Она работает в школе, преподаёт алгебру и геометрию. Бабушка Александра является заслуженным педагогом. «Она всегда помогала мне, поддерживала мои начинания. Благодаря ей я выиграл всероссийскую олимпиаду по математике. ЕГЭ я сдал на самый высокий балл в классе. Она привила мне любовь к техническим наукам. Сейчас я учусь на специальности «Проектирование зданий и сооружений», – рассказывает Александр.
Андрей Кораблин, 8 класс, Лицей №8, ЛицейNEWS, г. Новоалтайск
Анастасия Ляпнева, 10 класс, школа №102, газета «Сами», г. Барнаул.
Полина Бочарова, Юля Тупикина, 9 класс, МБОУ Советская СОШ, «Нити творчества», с. Советское
Захар Воскубенко, 1 курс, колледж АлтГУ, газета «САМИ», г. Барнаул
Алиса Тубольцева, 7 класс, Барнаульская классическая школа, газета «Заметки и отметки», г. Барнаул
Фотографии:
Илья Зенин, 10 класс, Школа №132, газета «САМИ», г. Барнаул
Савелий Кладько, 9 класс, гимназия №11, литературная студия «Вдохновение», г. Рубцовск