Школа театральной критики
Актуальное
II Всероссийский фестиваль театров кукол «Зазеркалье»
Как мы попали в «Зазеркалье»
С 20 по 25 сентября в Барнауле прошёл II Всероссийский фестиваль театров кукол «Зазеркалье». Юные критики газеты «САМИ» увидели множество разнообразных спектаклей. Что же такое «Зазеркалье» и как он проходил?
Фестиваль впервые был проведён в 2019 году. Тогда всем собравшимся дали обещание, что в следующий раз фестиваль будет проходить уже в новом здании театра кукол «Сказка» – и сдержали-таки его! Смотреть постановки, которые нам привезли, было вдвойне приятно благодаря шикарному интерьеру театра.
На фестиваль приехали труппы из 13 городов России: Новосибирска, Красноярска, Омска, Томска, Ханты-Мансийска, Тюмени, Кемерова и других. В программе участвовали 16 спектаклей. У каждого из них был свой жанр и ограничение по возрасту: от 0+ до 18+.
Состав жюри тоже был сногсшибательным. Его возглавила Ольга Глазунова, заведующая кабинетом театров для детей и театров кукол Союза театральных деятелей России. Вместе с ней спектакли оценивали Виктор Платонов, художественный руководитель Московского театра теней, Владимир Спешков, театральный критик и журналист, режиссёр и театровед Анна Иванова-Брашинская и Олеся Кренская, театровед из Санкт-Петербурга.
Открытие фестиваля проходило возле театра кукол «Сказка». Это было такое театрализованное (а какое ж ещё!) представление, где герои сказок пытались снять фильм. Оно задало сказочный тон фестивалю. Нужно заметить, что на открытии присутствовал губернатор Алтайского края Виктор Томенко.
Фестиваль получился действительно незабываемым (для самистов – точно!). Были и театр теней, и обычные куклы, и шар с лицом человека, и люди с лицами шаров… Чего мы только там ни увидели… Кстати, гран-при получил спектакль «Про умную собачку Соню» из Тюменского театра кукол. Так что бегом читать все наши материалы с «Зазеркалья»!
Алиса Скобелина, 11 класс, школа №59
День 1. Таёжная легенда
Мне посчастливилось побывать на спектакле Новосибирского государственного театрального института «Миливонщица» по сказам Таисьи Пьянковой. Изначально меня очень заинтересовало название спектакля. Кто или что это – «Миливонщица»? Сначала я думала, что сюжет будет как-то связан с жаждой богатства, которая может привести к непредсказуемому финалу. Но из книги Таисьи Пьянковой «Таежная кладовая» я узнала, что «Миливонщица» – это знак простонародной, глубинной культуры сибиряков. Мне стало её больше интересно, как артисты театра кукол смогут воплотить в реальность этот сказ.
Начиналось всё с завораживающей музыки, которая погружает тебя в атмосферу Сибири, тайги. Хочу отметить музыкальность постановки – видим работу музыкального педагога, который сидит за роялем. Артисты не просто показывали свои актёрские способности. Была проделана хорошая работа над пластикой тела, звуком, светом. Для ещё большего погружения в этот таёжный колорит студенты играли на музыкальных инструментах. Это очень завораживающе! Ты, действительно, на время забываешь о своих проблемах, трудностях жизни, а просто «плывешь по течению мелодии» Несмотря на сказочный сюжет текста, ставшего основой спектакля студентов-кукольников, его нравственный вектор возвращает зрителя к вечным ценностям: справедливости, честности, милосердию и трудолюбию. Сама история про чёрную козу, берегущую богатства от злых людей, про скупого Степана и благородного Евдокима заставляет переосмыслить многие вещи. Когда ты смотришь на актёров и видишь, что эти маленькие персонажи у них в руках «оживают». И это не просто игрушка в руках детей, а передача эмоционального состояния персонажа, которая способна вызвать чувства у зрителя.
Дарья Усова, 2 курс, АлтГУ
Листайте вправо, чтобы смотреть следующие рецензии
День 1.
Как Пелевин вегетарианство пропагандировал
Порой удивляет, как много смысла можно найти в чём-то, казалось бы, совсем незначительном. Совершенно прозаичная вещь – птицефабрика. Однако Виктор Пелевин в повести «Затворник и Шестипалый», а вместе с ним режиссёр Руслан Кудашов и Красноярский театр кукол в одноимённой постановке этого произведения смогли превратить понятное и неинтересное для философских умов место в огромную, полную тайн и загадок вселенную.
Практически полностью закрытая занавесом, на который прикреплены пустые коробки от яиц, сцена. Сверху висят лампочки. Только маленькое окошечко (это я на четвёртом ряду сидела, а для тех, кто подальше, может быть, его и не существовало) освещено. В нём лежит разбитая колонна (видимо, отсылка на какую-нибудь древнюю философию), ещё какой-то незначительный мусор. И именно в этом маленьком окошечке и совершается всё действо спектакля.
Декорации и куклы были замечательными, видно, что во всём, что находится на сцене, есть смысл. Только вот пропадает эффект неожиданности: если Пелевина читать, то мысль, что эта история на самом деле о цыплятах-бройлерах на комбинате, приходит к тебе совершенно не сразу. А из-за того, что на сцене ведут диалог, собственно, курицы, а вокруг лампы и коробки от яиц, сразу понятно – мы именно на птицефабрике. Но сохранить этот прикол Пелевина, наверное, можно только на читке, а не на полноценном спектакле, тем более кукольном.
Как я уже говорила, комбинат – целая вселенная для птиц. В ней есть строгая иерархия: кто «общественно значим», тот находится в центре мира – у двуярусной кормушки-поилки. Главные герои – Затворник и Шестипалый – изгои этого куриного социума. Имена у них говорящие: Шестипалый стал изгоем, потому что отличался от всех количеством пальцев, Затворник же избрал свой путь сам – ушёл от бездумного общества навстречу познанию мира.
Герои замечательно дополняют друг друга, ведь именно такие, как они, и становятся изгоями. По пути к долгожданной свободе птицы рассуждают совсем не о птичьих проблемах. Они говорят о любви и о том, что именно ради неё стоит жить, о вопросах мироздания, о смерти. Именно то, что Затворник и Шестипалый вместе, позволяет им выйти на счастливый финал – улететь из комбината. Невероятной тайной для Затворника-философа был полёт: неясно, как и почему, но кажется, что именно этого знания не хватает для обретения свободы. Он даже тренировал свои крылья с помощью гаек, но ничего не получалось. И только Шестипалый помог ему взлететь.
В истории про цыплят много отсылок к религии. Главные герои проповедуют воздержание от еды – потому что убьют розовых и толстых, а тощих отправят на второй цикл откорма. «Супный день» – конечно, библейский судный. А избежать его могут только самые праведные – то есть тощие. Автор иронизирует над легковерностью людей (куриц): они выполнят всё, только чтобы жизнь после смерти была лучше.
Удивительно, как в 50 минут спектакля Руслан Кудашов смог вместить столько всего суперважного! Было, конечно, слегка напряжённо, но ни одной сюжетной дыры я не заметила – а это очень важно. В конце спектакля на поклон вышли актёры, которые озвучивали героев, управляли куклами. Они были одеты в форму рабочих: весь мир – комбинат, а они в нём – управляют жизнью птиц.
Подводя итог, могу сказать, что птиц теперь жаль ещё больше, чем прежде, однако ничего не поделать – как сказал Затворник: «Мы, птицы, – пища богов».
Алиса Скобелина, 11 класс, школа №59
Листайте вправо, чтобы смотреть следующие рецензии
День 2.
Мрачноватый ангел-хранитель
На сцене Молодёжного театра Алтая Омский театр кукол «Арлекин» показал кукольный спектакль «Скеллиг».
Гаснет свет. Кто-то начинает шевелиться под одеялом в кровати. Это главный герой Майкл. В этот момент мы видим только кровать, но через пару минут появляются плоские фанерные изображения персонажей, которые выполняют какие-либо действия, передвигаются по сцене. При этом каждого персонажа представляет не только раскрашенный фанерный силуэт, но и живой актер. Мне нравится решение художника по свету: сцена была полностью в темноте, но был свет, который падал именно на актёров, куклу или же на фанерный силуэт.
Идя в театр кукол, я ожидала увидеть множество кукол, но кукла была только одна – Скеллиг, а всех остальных персонажей изображали фанерные силуэты. Часто они показывали действия, которые актеры не смогли бы совершить (опасные прыжки, полеты, медленные движения). Даже есть сцена, где подруга Майкла прыгала по дереву и её прыжки изображала фанерная копия. Не думаю, что актёр так бы спокойно это делал.
Очень хорошо была представлена кукла Скеллига, он был довольно большой, даже гигантский, иногда было непонятны слова, которые он произносил, но, думаю, это было задумкой режиссера. Ведь Скеллиг другой природы, из другого мира. В конце спектакля была интересная, необычная и в то же время прекрасная сцены: большой Скеллиг обнял других персонажей за плечи, все они разместились на фоне его гигантской фигуры – все увидели, что он их ангел-хранитель.
Мне очень понравились звуковые эффекты, каждый из них отлично подходил к тому моменту, где он использовался. Так же меня зацепило то, какое сценически интересное решение придумал режиссёр: показать спектакль не только куклой и фанерными силуэтами, но и тенями, ведь это выглядело завораживающе.
Карина Сеньковец, 8 класс, школа 126
Листайте вправо, чтобы смотреть следующие рецензии
День 2.
Крылья любви
Иногда многие вещи, с первого взгляда кажущиеся понятными и обыденными, каждый видит и понимает по-своему. Вот и в спектакле, поставленном Театром кукол Кузбасса имени Аркадия Гайдара, в инсценировке Валерия Баджи, историю девушки, которая ищет своего любимого, удалось не только передать на доступном детском языке, но и рассказать более взрослым зрителям о том, как трудно найти любовь и удержать ее.
Войдя в зал, я увидел публику – детей младших классов. Меня начали посещать мысли о том, что спектакль будет детским и, в общем, мне нечего тут делать. Однако мои опасения не подтвердились.
В центре сцены стоял маленький корабль, из которого по очереди вышли трое мужчин, затем три женщины, все они начали петь песню. Меня это смутило, я не знал сюжет сказки, поэтому не мог даже предположить, о чем будет спектакль, а после этого у меня вообще пропала надежда на то, что я смогу предугадывать события.
Весь спектакль соединял в себе кукольное представление и игру актеров на сцене. Корабль, о котором я уже говорил, постоянно превращался то в дом, то в избу Бабы Яги, то в замок Царицы.
В центре истории любовь между Настенькой и Финистом – ясным соколом. Вокруг них случаются все события. У главной героини есть две старшие сестры, которые недолюбливают младшую. Они устраивают «заговор» против Настеньки и у нее не получается встретиться с Финистом – ясным соколом. Она решается пойти на поиски своего любимого. По пути ей встречаются целых три Бабы Яги. В самом конце своего пути Настенька доходит до Царицы, у которой в колдовском сне пребывал Финист – ясный сокол. С помощью песни главная героиня возвращает в сознание своего возлюбленного. Песня, которую поет главная героиня в конце, чтобы пробудить своего любимого, несет в себе просьбу дать ей крылья. Для детей эти слова могут ничего не обозначать, но более взрослые зрители понимают, что речь идет о ее просьбе дать ей возможность улететь вместе с Финистом – ясным соколом, помочь повидаться с ним. Настенька, проходит через все испытания. Как и полагается в хорошей сказке, все заканчивается на позитивной ноте, а точнее песне.
В конце хочу сказать, что любую сказку можно показать одновременно для детей и взрослых, но каждый видит в ней свое.
Захар Воскубенко, 1 курс, колледж АлтГУ
Листайте вправо, чтобы смотреть следующие рецензии
День 3.
На лифте к Снежной Королеве
По редакционному заданию я попала на спектакль «Снежная королева» Ханты-Мансийского театра кукол – по собственной инициативе я вряд ли решила бы на него сходить, а зря. История, поставленная по мотивам сказки Андерсена, вроде бы адресована совсем маленьким детям, но и мне наблюдать за происходящим на сцене было интересно.
От оригинальной сказки этот спектакль немного отличается. Во-первых, события перенесены в наше время (это можно было понять сразу же по находящемуся на сцене лифту), а, во-вторых, зеркало разбила не снежная королева, а одинокий сосед Кая.
Этот сосед – весьма загадочный дедушка, роль которого в спектакле будет постоянно меняться. Сначала, он безобидный старичок, про которого никто ничего плохого не подумает, далее оказывается, что он Уилсон Бентли, который внес большой вклад в науку, сделав более пяти тысяч фотографий снежинок, где то в середине выясняется, что он снежный король, а в самом конце он опять становится обычным соседом Кая. Кто на самом деле этот дедушка неясно, но точно понятно, что он могущественнее всех других героев этого спектакля, ведь именно он управляет сюжетом.
Но не только его одного коснулись постоянные изменения, декорациям тоже досталось. Лифт все время поворачивали на сцене, и каждой его стороне нашли применение. Первая – дверь в квартиру, вторая – окно, третья – стена подъезда, а четвертая, собственно – двери лифта. Перила из подъезда выполняли не только всем привычную функцию, а также были ледяной горкой, на которой катались Кай и Герда.
Куклы были достаточно интересными и цепляли взгляд. Они будто сшиты по детскому рисунку, но это мне и понравилось, в этом есть свой шарм. Когда вокруг видишь много всего сложного, идеального до предела, эти куклы как глоток свежего воздуха.
Василиса Григорьева, 8 класс, школа №126
Листайте вправо, чтобы смотреть следующие рецензии
День 3.
Опера марионеток за 55 минут, или Как романтика, тревога, политика и музыка сошлись в одном произведении
Сложно представить классическую оперу в исполнении марионеток. Но Екатеринбургский театр кукол предоставил такую возможность. Причём в своей опере «Собака Камень» режиссёр Виктор Плотников передал не лёгкую комедию, а серьёзное драматическое произведение, позволяющее заострить внимание на всеобщих проблемах.
Перед началом спектакля – полная тишина. Посередине сцены стоит круглая площадка, по периметру закрытая белой шторой. Слева и справа от неё расположены музыканты (справа от зрителя, играющие на гитаре, аккордеоне и виолончели, слева – на фаготе и скрипке).
Спектакль начинается. Появляются марионетки, которые подвешены на тоненьких ниточках. Они как будто летят по воздуху на велосипеде и самолёте под музыку приятного механического скрежета и скрипа, создаваемого музыкантами. Следом за ними поворачивается круглый занавес – и белая штора становится фоном. На сцене полумрак. И только место действия ярко освещено. На маленькую сцену выходит кукла, а слева от платформы останавливается солистка, которая будет исполнять первую партию. Зритель слышит нежную песню о любви. Она поётся на высоких тонах, но не напрягает слушателя, а наоборот – заставляет расслабиться и погрузиться в романтические мечты героини Кармен.
Занавес снова поворачивается, и в этот момент над сценой (практически под потолком) можно разглядеть едва заметный силуэт, который управляет всеми куклами. Следующим действием, в противопоставление нежной и чувственной девушке, появляется железный рыцарь Леонид, который потерял способность чувствовать красоту и радость (справа от сцены останавливается певец, который его озвучивает). Яркие цветы в саду напоминают ему о военных годах и ассоциируются с взрывами. Но тут военный встречает Кармен и в нём снова закипают человеческие эмоции – он влюбляется. Искра, которая вдруг вспыхнула в «роботе» отражена визуально – зритель видит резкую вспышку, сопровождаемую звонким выстрелом. И рыцарь ставит цель завоевать красавицу, но не совсем честным путём.
Этот спектакль повествует не только о банальной истории любви, но и поднимает важные политические и социальные проблемы: анархию, голод, пьянство, отказ от веры и эгоизм, безразличие к судьбе государства, что в итоге приводит к его уничтожению. Причём об этом уничтожении говорит маленький мальчик, который остался последним в этой деревне.
Несмотря на то, что актёры играют второстепенную роль (отдавая главную куклам), их костюмам уделено особое внимание: они позволяют актёру слиться с фоном, а когда требуется - сделать акцент на важных элементах. Так дух мертвеца выделяется и наводит ужас с помощью латексных чёрных вставок, которые создают контраст с красным светом прожекторов, в то время как остальная часть костюма этот свет отражает и создаёт эффект свечения. Плавные передвижения людей по сцене и грамотно выстроенный свет помогают испытать нужные эмоции (умиротворение или страх, любовь или презрение) и удачно заполняют паузы между действиями.
Стоит отметить способность вокалистов петь разными голосами. Так, женский голос исполняет не только партию Кармен, но и эпизоды с маленьким мальчиком. Причём, голос изменяется до неузнаваемости: если бы актёр пребывал за кулисами, то было бы непонятно, что один человек озвучивает кардинально разных персонажей.
Произведения, исполняемые совместно оркестром и вокалистами, дополняют друг друга. Они передают благозвучие и соразмерность, создавая особую мелодию, переплетая голоса певцов и музыкальных инструментов. Но местами музыка была громче пения актёров. Из-за этого не было слышно некоторых словосочетаний или целых предложений. В многоголосном исполнении мужской низкий выразительный голос заглушал хрупкий женский, что также не позволяло разобрать слова, и зрителю оставалось наслаждаться лишь их мелодичностью; создавалось ощущение вокализа.
К сожалению, опера длилась всего 55 минут, не давая возможности полностью в неё погрузиться во время просмотра и проникнуться сложным содержанием, на осмысление которого во время спектакля не хватило времени. И с другой стороны предоставила возможность поразмыслить о нём после завершения, но уже в жанре воспоминаний.
Валерия Гончарова, 11 класс, гимназия №42
Листайте вправо, чтобы смотреть следующие рецензии
День 4.
После зимы всегда наступает весна
Спектакль «Земляника под снегом» поставил Сургутский театр актера и куклы «Петрушка» по мотивам одноименной японской сказки. В прошлом я интересовалась японской культурой, так что мне было интересно взглянуть на этот спектакль. Он оправдал мои ожидания, но в некоторых моментах разочаровал.
Один из таких моментов – киндзики (в прошлом – запрещенные цвета в одежде, которые в Японии могли носить только монархи) в одежде актеров: они играли роли обыкновенных людей, а не знатных особ. Второй такой момент – куклы терялись на фоне актеров. И последний, третий момент, который мне не понравился - это обилие японских слов, которые молодая аудитория могла не понять, а спектакль все-таки маркирован 0+.
В спектакле актеры и куклы одеты в традиционную японскую одежду и в некоторых моментах показаны карикатурные элементы айкидо.
С главной героиней О-тиё её мачеха и О-хана (дочь мачехи) поступали несправедливо – не замечали её старания. Всё время говорили, что О-тиё лентяйка, хотя самыми настоящими бездельниками являлись как раз мачеха и О-хана. К О-тиё хорошо относились её покойная мать, соседские дети и бабушка. Справедливость всё же настигла мачеху и её дочку: поев синей земляники, они превратились в лисиц.
Один момент мне очень хорошо запомнился – это приход Весны, которая олицетворяла новую главу в жизни главной героини. Весна появилась на сцене будто из воздуха, окруженная розовым светом и лепестками цветов. Её танец был очаровательным, а наряд неописуемой красоты.
После спектакля стало спокойнее на душе. Начало казаться, что все проблемы решаемы, что для этого нужно просто потерпеть. Что все подлые люди будут наказаны, а добрые награждены по заслугам.
Не смотря на недочеты, которые бросились мне в глаза, главное в этой постановке – ее смысл, который авторы спектакля смогли донести до каждого: «по добру – добро, а по худу – худо».
Ярослава Григорьева, 8 класс, школа №126
Листайте вправо, чтобы смотреть следующие рецензии
День 4.
А Шекспир точно о любви?
Эльфы, мастеровые, греки – люди из разных миров, но все они встретились в комедии «Сон в летнюю ночь» У. Шекспира, которую визуализировали для нас Алтайский театр кукол «Сказка» и режиссёр Александр Янушкевич.
«Сон в летнюю ночь» - удивительная постановка. Для меня, человека, не читавшего само произведение, кажется все причудливым, непонятным, будто действия актеров – импровизация, и отрывки истории никак не связаны между собой. Но стоит только окунуться в постановку, как ты, хоть и понемногу, начинаешь понимать происходящее. На сцене кукол нет вообще, все роли исполняются актёрами. Костюмы, декорации, хореография, мимика – всё это ошеломляет с первого взгляда и не дает возможности оторвать глаз. Все детали заставляют чувствовать себя будто оторванным от реального мира, и, кажется, что это действительно и есть сон.
Калейдоскоп эмоций зрителя поражал. На это повлияла частая смена «миров». При появлении рабочих, их простых бытовых шутках, привычной всем манере общения создавалась комфортная, спокойная атмосфера. Это спокойствие резко сменял мир эльфов. Их разговоры и диковинное поведение всё время держали в напряжении. «Вдруг сейчас что-то произойдет?» – думала я, пока актеры, одетые в костюмы, похожие на одуванчики, исполняли изумительные движения и принимали завораживающие позы.
Разница двух миров, образов героев и локаций, на которых они находились, была очень значительна. Мастеровые были совсем непримечательными, будто это на самом деле не люди, а лишь инструменты. Лопаты, грабли и шпатели вместо рук добавляли в их образ тяжёлый, рабочий характер. При их выходе на сцену, не было эпатажных декораций, что еще больше делало акцент на различии двух миров. Эльфы выглядели феерично. Окутанные во что-то белое, очень похожее на мишуру, они напоминали цветы. Королева эльфов произвела фурор. Её появление в огромной статуе женского торса было крайне необычным. Черные глаза, поднятая вверх белая шевелюра отличали властительницу от остальных мифических существ. Также удивил её супруг – король эльфов, который вёл диалог, появляясь в виде гигантской луны с лицом.
В заключение хочу повторить вышесказанные слова: постановка и вправду очень необычная. На спектакль я шла, думая: «Шекспир... Значит что-то о любви». Впрочем, это так и оказалось, но я явно не ожидала такой визуализации. Я бы определенно посетила спектакль во второй раз, предварительно прочитав книгу, чтобы понимать всю суть происходящего и, возможно, даже шутки, над которыми смеялись многие зрители.
София Сапегина, 10 класс, школа №132 им. Н. М. Малахова
Листайте вправо, чтобы смотреть следующие рецензии
День 5.
Спектакль для мамы
Я впервые посмотрела кукольный спектакль, который представлял собой сценическое взаимодействие актёров-кукловодов с куклами. Актёры «играют в открытую», то есть не скрыты от зрителей ширмой или каким-либо иным объектом. Спектакль называется «Звездочка для мамы», его показал театр «Гулливер», который к нам приехал из Кургана. Режиссер спектакля Дмитрий Сергеевич Ши. Спектакль вызвал у меня различные эмоции, интерес сменялся непониманием, возможно, потому, что я ждала совсем другой спектакль. Который сама себе придумала, когда прочитала афишу.
Когда начался спектакль, на сцене стояла одна большая декорация – это кровать. Спинка кровати была экраном, на котором показывали сказку. А сама кровать была покрыта белым покрывалом и служила то кроватью для девочки, то заснеженной площадью. И порой я не понимала, когда действие происходило в комнате, а когда уже на улице.
В начале спектакля на сцене было темно и видно было только кукол. А когда началась сцена в комнате у девочки, стало видно актёров – и я начала смотреть на актёров и забывала про куклу. Актёры были большие, а кукла маленькая, и она терялась. Очень хотелось, чтобы актеры надели чёрные маски и их не было видно. Весь спектакль актёры то появлялись, то исчезали. Возможно, это была задумка режиссера, я на таком спектакле была первый раз, и мне трудно все было понять.
Весь спектакль куклы не разговаривают, и только в середине было несколько фраз. И эти фразы мешали спектаклю. Я не могла понять, зачем эти фразы, если весь спектакль без слов. Когда спросила у режиссера, почему куклы не разговаривают, Дмитрий Сергеевич мне ответил: кукле близка эстетика, когда она говорит на пластическом языке, танцует, например.
В спектакле музыка была очень громкая. Она не увлекала за собой. Мне кажется, музыка должна была быть потише – как фон.
Сам сюжет спектакля я сразу не поняла, думала, что у девочки мама умерла. Просто девочка была маленькая, а мама большая – и я думала, что это ангел прилетал к ней. После спектакля режиссер объяснил мне, что мама не умерла. Это история про невероятные приключения, о которых хочется рассказать любимому человеку.
Мне кажется, что этот спектакль должны посмотреть все родители, потому что чудеса порой находятся рядом с нами, и поделиться самым сокровенным открытием детям всегда хочется с теми, кого они любят больше всего на свете…
Анастасия Геращенко, 3 класс, школа №64
Листайте вправо, чтобы смотреть следующие рецензии
День 5.
А вот почему…
В рамках II всероссийского фестиваля театров кукол «Зазеркалье», мне посчастливилось посмотреть кукольный спектакль «Про умную собачку Соню» Тюменского театра. Это забавные истории для малышей и взрослых по сказке Андрея Усачёва. Режиссёр спектакля Антон Алексеевич Нестеренко. Мне спектакль очень понравился, он был волшебный, сказочный и завораживающий.
Сразу хочу отметить, что реквизит спектакля очень хорошо вписывается в интерьер зала на подушках кукольного театра Барнаула. Ты как будто находишься в квартире, в которой происходят все события, а не в зале театра. Декорации очень быстро сменяли друга, и мне казалось, что я перехожу из комнаты в комнату. Декорации напоминают потайную дверь, когда ты открываешь одну дверь и оказываешься в комнате, а там еще дверь - и ты в другой комнате. Соня во время спектакля бегала по квартире и делала, как ей казалось, очень важные дела. А вот ее хозяин Иван Иванович думал, что она просто проказничает. Он был, как все взрослые, непонятливым и даже не пытался понять Соню. Все куклы были марионетки ими управляли кукловоды, которых не было видно. Вообще все куклы интересные и смешные, они сразу влюбляли в себя. Главная героиня собачка Соня была непоседой, и за ней невозможно было уследить. Она была одновременно то тут, то там. Соня очень хорошенькая с черными, «живыми» глазами, сама как живая.
Музыка в спектакле то грустила, то радовалась вместе с Соней и сочеталась с голосами героев. Как рассказал режиссер, артист сам придумывает, как будет разговаривать его персонаж. В процессе репетиции он смотрит на куклу, на ее характер и как-то сам по себе появляется голос. Этот голос становится голосом куклы, и для каждой куклы он индивидуален. Голоса у персонажей действительно интересные и подходят куклам. Эмоции своих персонажей актеры выражали голосом. Озвучивали так, что куклы казались живыми.
Я очень смеялась над проделками Сони и в некоторых её шалостях видела себя, и все это благодаря игре актеров и постановке режиссера.
Я уверена, задумка Антона Нестеренко полностью удалась. О ней он мне рассказал до начала спектакля:
– Когда я собирался ставить спектакль, мой сын был маленький и мне показалось, он где-то похож на эту собачку Соню. И мне захотелось рассказать историю в первую очередь родителям, чтобы они немножечко побольше обращали внимания на своих детей, на их шалости. Потому что у каждой шалости есть абсолютно точное оправдание. Ведь ребенок точно знает, зачем он это делает. Все, что ребенок делает, он делает потому что… А вот почему – каждый должен спросить сам.
Анастасия Геращенко, 3 класс, школа №64
Листайте вправо, чтобы смотреть следующие рецензии
День 5.
Тени сочувствия
Что может быть в детском спектакле такого, что произведет впечатление на всех взрослых сидящих в зале? Ответ на этот вопрос у вас появится сразу же после просмотра спектакля «Рассказ собаки», поставленного по одноименному произведению Марка Твена в Алтайском государственном театре кукол «Сказка».
Из декораций на сцене есть только спускающиеся и поднимающиеся время от времени витражи с абстрактным изображением того, что происходило вокруг Эйлин в тот или иной момент ее жизни. Художник-постановщик Елизавета Ольшвангер скрестила в этих витражах два стиля: модерн и стимпанк. Один витраж показывает детство Эйлин, другой показывает двор, в котором ее мама умело использовала умные слова в разговоре с другими собаками. Те самые слова она запоминала во время того, как образованные люди разговаривали между собой, но значение она так и не запомнила. Эйлин совершенная противоположность своей мамы, несмотря на то, что она никогда не относилась к ее обману плохо, героиня никогда не делала, как ее мать. Все это показано с помощью теней, в этом и заключается задумка режиссёра Алексея Смирнова: во время рассказа Эйлин, все демонстрируется на витражах тенями.
Актриса Евгения Пухова исполнила роль рассказчицы Эйлин. Несомненно, именно благодаря ее игре весь зал был погружен в мертвую тишину и испытал сочувствие к героине.
Если же говорить о смысле данной постановки, то она понятна всем от мала до велика. Несправедливое отношение сильных к слабым, которые не могут дать отпора, а возможно и вовсе не понимают, что происходит вокруг. Во время кульминации весь зал замер и не было слышно ни единого звука. Слезы появлялись у большей части зрителей. Определенно Алексей Смирнов изменил этой постановкой отношение некоторых людей к невинным четвероногим.
Театр теней не всегда предназначен для просмотра только детям, и он может быть интересным и вызвать эмоции у взрослых, которые не удается пробудить даже некоторым спектаклям 16+.
Арина Кузютина, 10 класс, школа №53
Листайте вправо, чтобы смотреть следующие рецензии
День 6.
Новая дверца в старую сказку
Казалось бы, детский спектакль по мотивам сказки братьев Гримм «Бременские музыканты: Начало» – что может быть необычного? А вот режиссёр Сергей Усков и художник Лилия Жамалетдинова смогли показать зрителям представление в необычном формате.
Наверняка все читали это произведение, и оно до сих пор остаётся актуальным. И в интерпретации Нижневартовского ТЮЗа бременские музыканты «заиграли» по-новому. Весь спектакль проходил в формате телепрограммы с ведущими престижной музыкальной премии Вильгельмом и Яковом.
Каждая сказка несёт в себе какую-то значимую мысль. Посмотрев «Бременских музыкантов» понимаешь, что, объединив усилия, можно справиться со всеми трудностями. Пришедшему на спектакль подростку или взрослому не будет скучно, не интересно и как-то «по-детски». Наоборот, темы дружбы, создания коллектива, лидерства – всё это затронуто постановкой «Бременских музыкантов».
Оригинально визуальное решение спектакля: зрителям были представлены два уровня – нижний и верхний. На нижнем уровне расположена студия, где находились гости шоу – музыканты. Выше возникали сцены из прошлого – воспоминания героев. Их представляли точно такие же тростевые куклы, как и на нижнем уровне, только меньшего размера. В этих сценах воспоминаний мы видели, как создавалась группа, через какие испытания им пришлось пройти, чтобы достичь того, что они достигли: завоевали все престижные музыкальные премии, почему и стали гостями популярного шоу.
После представления, когда уже все зрители покинули зал, с разрешения актёров-кукловодов, мне удалось пройти за кулисы.
Чтобы попасть туда не со стороны зала, а зайти как кукловоду, нужно было найти Ту Самую Дверь. Для этого я шла по длинному коридору, мимо гримёрной и костюмерной. В самом конце коридора была открыта дверь, из которой выходили люди в чёрных костюмах, это была она – дверь в закулисье. Когда я заходила, меня предупреждали, чтобы я была аккуратна, так как вокруг лежат декорации. Справа от входа стояла стойка с большим количеством кукол, которые участвовали в представлении. И на этом наша мини-экскурсия подошла к концу.
Ангелина Емельянова, 10 класс, школа 118
Листайте вправо, чтобы смотреть следующие рецензии
День 6.
Как Ёжик украл моё сердце
Возможны ли какие-то открытия, шокирующие форматы, да и вообще любое новаторство в театре кукол? Да, куклы бывают разных видов, но ко всем ним мы, пересытившись, уже мало-помалу привыкли. Представьте себе, как перевернул моё понимание театра кукол театр «2+ку», с которым мне посчастливилось познакомиться на фестивале «Зазеркалье»!
Что же было в театре на подушках
Моноспектакль – не всегда интересно. По крайней мере, для меня: был у меня один ужасаюший опыт, о котором даже вспоминать не хочется. Поэтому с тех пор, как я его обрела, к этому жанру стала относиться с опаской. Но я с благоговением могу сказать, что «Про ёжика» Владимира Захарова в исполнении Ольги Сигаль – лучший моноспектакль, который я видела.
Спектакль проходил в театре на подушках – мало места, атмосфера ламповая, родная, как на квартирнике или у бабушки в гостях. На сцене было не так много декораций: стул, луна, поляна с цветами. В самом начале Ольга Сигаль вышла, чтобы поздороваться со зрителями. Меня она сразу покорила очень приятным голосом и добротой, которая от неё исходила почти осязаемыми лучами. Потом актриса надела на руку Ёжика – и спектакль начался.
В основе сюжета лежат сказки Сергея Козлова, которые, может, вы думаете, что не читали, но, я уверяю, откуда-то они есть в вашей памяти. Эти сказки о дружбе, ценности жизни, простой доброте и любви. Постепенно они раскрывают xарактер главного героя спектакля.
Вы можете мне не поверить – но этот Ёжик живее всех нас, вместе взятых! Ему очень интересен мир, он любит поговорить о жизни, ничего не стесняется и умеет по-настоящему дружить. Невероятно, однако, даже если на первых минутах не понимаешь, что вообще творится на сцене: актриса импровизирует, потому что что-то пошло не так или так по-странному было задумано – потом ты просто забываешь, что на сцене находится только Ольга Сигаль – нет, ты точно уверен, здесь ведут диалог актриса и Ёжик, и оба они просто обворожительны.
Ёжик мог шевелить всеми пальцами, моргать и открывать рот. Но не только это сделало его живым – мастерски проработанный образ персонажа не может оставить равнодушным к себе, он притягивает и стирает границы реальности.
Отдельным пунктом хочу восхититься постиронией, вложенной в спектакль. Герои шутят обо всём: о том, что перед выступлением неожиданно захотелось в туалет, о том, что они к нему не готовились и боятся опозориться, даже о том, что они – куклы. И не всегда можно понять, шутки это или нет. Это очень очаровывает, потому что кажется, что актёры с тобой максимально честны и не пытаются что-то скрывать.
Откуда, как и почему «2+Ку»?
Нечасто я пишу такие восторженные отзывы о спектаклях. Поэтому, я думаю, будет интересно узнать побольше о томском театре «2+Ку». Его основал такой удивительный человек – Владимир Захаров. Меня невероятно вдохновляет его история, потому что это история человека, который посвятил жизнь своему делу, который горел и зажигал всех вокруг своими добрыми делами. Он почти 30 лет в этом деревянном театре, похожем на сундук, рассказывал свои истории вместе с куклами. Куклы – уникальные механизмы робототехники, они могут шевелить ногами, руками, пальцами, веками. Владимир Захаров мечтал сделать кукол по-настоящему живыми. В театре «2+Ку» нет работников, кроме актёров. Вместо билетёра на входе сидит старушка-кукла, попугай-попрошайка агитирует положить деньги за билет в мешочек. За этой невероятной атмосферой в Томск приезжают сотни людей, а спектакли Владимира Захарова знают во многих странах мира.
Но действительно живыми кукол делает не кибернетика и робототехника, и даже не резьба по дереву и их милые лица. Каждая кукла – отдельная личность со своей историей и пониманием жизни. Владимир Захаров и его ученики относятся к куклам не как к простым игрушкам или своим творениям, а как к верным друзьям, уважаемым людям и совершенно таким же, как они сами. Куклы Захарова порою мудрее человека, к ним необходимо прислушиваться – плохого они не скажут. А спектакли всегда получаются полными добра и любви, которые во все времена всегда не хватает. Надеюсь, что когда-нибудь это великолепное явление – театр «2+Ку» – украдёт ваше сердце так же, как украло моё.
Алиса Скобелина, 11 класс, школа №59
Листайте вправо, чтобы смотреть следующие рецензии
День 6.
Чеховская сатира сквозь кривое зеркало современности
Писатели-классики поднимают в своих произведениях проблемы, которые их больше всего волнуют – проблемы современного для них общества. Вот и в произведении А.П. Чехова «Вишнёвый сад» затронута уже известная читателю тема времени. Но Чехов был бы не Чеховым, если бы не преподнес тривиальную мысль по-своему, через призму сарказма и комедии.
Именно оригинальная авторская подача привлекает огромное количество режиссеров-постановщиков и сценаристов к воплощению сюжета этой пьесы на театральной сцене. Вот и режиссера театра кукол Республики Карелия Александра Янушкевича не оставило равнодушным это культовое произведение. Он поддержал тематику сатиры, при этом посмотрев на произведение по-новому, сквозь призму реалий XXI века.
Для неподготовленного зрителя спектакль может показаться шокирующим, а слишком абстрактное и метафорическое повествование стать трудным для восприятия. В постановке не будет ни сада с вишнями, ни каких-либо других атрибутов того времени. Сами герои одеты в пугающие тканевые маски, меняющие их лица до неузнаваемости, они сами будто представляли собой кукол. Важнейшую роль играют световые и цветовые элементы, в некоторых сценах чувствуешь себя некомфортно, созданию такой атмосферы способствуют яркие режущие глаз цвета, нагнетающая музыка и жуткие маски. Спектакль наполнен огромным количеством символов. Например, сквозь все повествование тянется акцент на цифре 22, символизирующей неумолимое приближение «судного дня» — дня продажи сада. «Кукольные» маски тоже играют немаловажную роль, с их помощью актеры показывают настоящую сущность персонажей, сменяя их, словно открывая новые и новые грани их гнилых душ. Все людские пороки, их отношения и внутренние переживания завуалированы и показаны при помощи метафор. Тот зритель, который читал оригинальный текст Чехова легко поймет все «отсылки» спектакля, но для человека, не знающего сюжета это будет просто странноватая, временами пугающая картинка.
В своем произведении Антон Павлович обнажал все людские пороки, и, высмеивая их, призывал людей к анализу своих собственных жизней, сравнению себя с персонажами и, возможно, исправлению собственных ошибок. Вот и постановка Александра Янушкевича, умело интерпретированная под современного зрителя, несет за собой такую же цель. Ведь данный спектакль уж точно не оставит никого равнодушным, и даст огромное пространство для размышлений.
Елизавета Куцева, 10 класс, лицей «Сигма»
Листайте вправо, чтобы смотреть следующие рецензии
Архив
При просмотре номеров используйте полноэкранный режим (символ квадратной рамки над номером).
Перейти к номеру: