Неделю назад самисты побывали на презентации двухтомника «Алтай. XXI век» – и делятся первыми впечатлениями

Александр Тажбулатов
Рассказ Александра Тажбулатова «Соль» оставил во мне противоречивые эмоции. В повседневной жизни мы часто сталкиваемся с людьми разного финансового положения, но почему это может влиять на наше поведение? Такая мысль посетила меня во время прочтения рассказа. Я ждала, когда же рассказчик себя проявит, но ведь не все истории должны заканчиваться героически. Простая бытовая история, которая заставляет задуматься: насколько я «нормальный». Маленькая ложь оставила немалый след в душе, как и у мальчишек, так и у странной бедной парочки. «У нас нет соли…» Но человечность ведь должна быть. Нормальный человек – это ведь не про сытость и новую одежду, а про отношение к окружающим, про доброту. Когда тебе не стыдно посмотреть в глаза людям и «щепотка соли» не терзает разум…

Елена Безрукова
При чтении сборника поэзии «Алтай.XXI век» многие стихотворения откликались у меня, но одно из них я перечитала несколько раз. Перелистывая страницу за страницей, я возвращалась вновь и вновь к нему. Произведение Елены Безруковой «Мама поцеловала, отвела в детский садик…» окунуло меня в прошлое. Мне стало снова пять лет. Каждый день родители отводят меня в ненавистный садик. Мне приходится упираться о двери двумя ногами, чтобы только мама или папа забрали меня с собой, только бы не оставляли здесь, но такого не случалось. Очень сильно трогает меня строчка в стихотворении: «И воспитатель не так мое произносит имя режущим звуком с вышколенной высоты». Вновь я вспоминаю свою воспитательницу, наяву вижу ее грубое лицо, и хочу убежать. Так вышло, что построить хорошие взаимоотношения у нас не получилось с самого начала. А еще всегда было таким праздником, когда кто-то из родителей забирал меня в поздний вечер. Обычно это делала бабушка из-за большой загруженности родителей. Бывало, что они забирали меня самую последнюю и строчка: «Ты там смотри не забудь меня насовсем!», как никогда для меня была в тот момент актуальна. В общем, стихотворение вернуло меня в прошлое, заставило ощущать дрожь при каждом новом прочтении и осознать, сколько уже прошло времени с тех пор.
Виктория Червоная, 11 класс, лицей №3

Борис Капустин
ЖИВУ И ЖИВУ
Живу и живу. Само название стихотворения намекает не то на вечную и неколебимую, не то на закрытую и никого не касающуюся жизнь. С первой строчки Борис Капустин даёт понять, что речь о первом варианте: перечисляя разные события, он недоумевает: вокруг происходит столько всего, а жизнь была и остаётся неизменной. Да, меняется окружение, обстоятельства, даже само ощущение жизни. Но она остаётся. Это стихотворение оказалось близким мне – возможно, потому что сейчас я и правда задумываюсь над тем, сколько всего меняется на протяжении нашей жизни. В один миг всё вокруг нас вдруг может стать непохожим на прежнее. Но мы останемся. И, как непривычный размер стихотворения постепенно цепляет читателя и становится единственным уместным, так и новые обстоятельства захватывают нашу жизнь, делая её непохожей на прежнюю. И, вспоминая об этом, единственное, о чём хочется думать
Иван Христолюбов, 1 курс, СПбГИКиТ

Александра Малыгина
В новом сборнике поэзии и прозы «Алтай. XXI век» мне в душу больше всего западают стихи Саши Малыгиной. Саша –алтайская поэтесса, знакомая каждому самисту с первой планёрки. В Барнауле она, наверное, самая активная представительница поэзии: вечно организует разные проекты, ищет площадки для выступлений местных и неизвестных поэтов и всячески продвигает их творчество в массы. Стихи её – звонкие, нежные и настоящие.
Стихи Саши чаще всего рисуют пейзаж маленькой алтайской деревеньки: домик с голубыми ставнями, расхлябанные дороги и пение соловьёв. Я переехала из Барнаула два года назад, но, конечно, у меня остался здесь такой домик. Переполненные ностальгией стихи Саши Малыгиной теперь отзываются во мне ещё звонче.
Саша умеет передать добрую тоску, грусть с улыбкой на лице, воспоминания, которые хочется сохранить, но не хочется переживать снова. «Весь день стоять на остановке / И не решаться сесть в трамвай – / Во всех газетных заголовках / Назавтра будет: «Уезжай!», – эти строки так точно описывают мои чувства, когда я прохожу мимо родных мест в Барнауле и понимаю: того, что было, не вернуть, и не нужно приходить сюда за этим, нужно отпустить. В финале стихотворения лирической героине Саши говорит прохожий, что трамваи-то тут никогда и не ходили. И она, растерянная, понимает, что сама не знает, зачем, куда и почему она тут.
Каждая строчка поэтессы пропитана всеобъемлющей любовью, которую она отдаёт всему на свете без раздумий и ни капли не жалеет. Она любит каждую веточку, каждый трамвай и фонарь, каждого горделивого подростка на улице. Сашины стихи простые и звонкие, и они очень нам нужны. Ведь если вам не хватает любви (а её не хватает каждому) – Саша непременно поделится, стоит только впустить её в своё сердце.
Алиса Скобелина, 2 курс, ВШЖ ТГУ

Курт Гейн
Я обожаю лето. А ещё больше я обожаю читать такие произведения, как «Неспешный рассказ о лете», которые погружают в эту атмосферу с головой. Дядя Юлиус зовёт героя на покос. Видя, что предложение его совсем не заинтересовало, сразу же предлагает стрелять в уток и ловить рыбу в сеть. Естественно, герой соглашается! Кто бы отказался от такого предложения? Читая про их жизнь в деревне, я чувствовала, что сама нахожусь в Устьянке и вожусь с покосом. Когда герои выловили огромную щуку, я удивилась и обрадовалась так, как будто рыбачила вместе с ними.
Прелесть таких рассказов в том, что ты их читаешь не ради внезапных сюжетных поворотов, а ради эмоций, которые они тебе дают.
Забава Скупая, 10 касс, гимназия №131

Николай Байбуза
«Дерево, разбитое молнией» – стихотворение, которое нельзя оставить без внимания в сборнике «Алтай.XXI век». Николай Байбуза рассказывает маленький фрагмент из жизни дерева. Одна ситуация, которая произошла с деревом, заставляет тебя уйти в свои размышления. «Вот так, одним ударом?» – подумал я. Да, одним… Во время чтения стихотворения автор переносит нас под то самое дерево. Грохот: «В тонкий прутик молния не бьёт – молния в него не попадёт!» Затем тишина, которая резко переходит в новый удар молнией. Кажется, что дерево «в три обхвата» было секунду назад, а теперь «под ногами прутики хрустят».
Захар Воскубенко, 3 курс, Колледж АлтГУ

Татьяна Тарковская
Я прочла небольшое, но очень душевное стихотворение «Жизнь моя – хрустальный шар» Татьяны Тарковской (Баймундузовой), и могу отметить, что оно написано с душой. Когда читаешь его, будто бы разговариваешь с судьбой. После прочитанного я могу представить свою жизнь. Соотнести её моменты с хрусталем или с резиновым мячом, хоть раньше я об этом даже не задумывалась.
Мне очень понравилось сравнение хрупкого хрустального шара и жизни: «Жизнь моя – хрустальный шар». Хочется задуматься о моём собственном шаре. Куда катится моя жизнь? В рай по асфальтовой дороге или вниз на камни.
Жизнь бывает хрупка, как хрустальный шар, одно неправильное движение, слово – и думай, куда она покатилась… Груба с нами, как футбольный мяч.
Шар хрустальный. Мяч футбольный.
Анастасия Болховитина, 8 класс, школа №76

Николай Тычинский
Рассказ Николая Тычинского «Вылет на Харьков задерживается» останется во мне тёплым воспоминанием. Я люблю маленькие произведения, их можно быстро прочитать, но думать о них потом – очень долго. Сюжет напряжённый, я переживала за Владимира. Что, если он всё-таки не успеет долететь и пропустит похороны матери? А лететь герою из другой страны, вылеты постоянно задерживают… Сидения в аэропорту описываются как жутко неудобные, словно созданные для того, чтобы не пропустить чей-то прилёт. Но рассказчик говорит о своём герое: «Он всегда ждал только вылеты». Владимир всё же прилетает в Харьков и приходит на могилу матери. «Торопиться было некуда», – чувствует герой. Создаётся впечатление, что герой давно не виделся с матерью и скучал по ней. В ходе чтения чувства были смешанные. Вроде и спокойно за героя, что он успел. Но в то же время тревожно, что на похороны-то он успел, а вот пообщаться с матерью – нет. Особенно понравился диалог между Владимиром и его братом Юрой. Владимир помнит то, как разговаривала мама, её фразы… А Юра почему-то «не обращал на это внимания»…
Мария Альгина, 11 класс, гимназия №123

Сергей Клюшников
Стихотворение Сергея Клюшникова «Над простуженным ночлегом…» напомнило мне стихотворение Осипа Эмильевича Мандельштама «Сохрани мою речь навсегда…». Зима часто ассоциируется с выгоранием, тоской и грустью. Автор описывает её саму как «сходящую медленно с ума». Однако её пейзажи вдохновляют на выражение искренних чувств, пускай они и смешанные, но настоящие. Лирический герой увековечивает свое слово во времени: «И протащит мою строчку / Через тысячу потерь», как и лирический субъект «Сохрани мою речь навсегда». Оба автора сравнивают «слова» со свободой и значимой частью жизни общества, с чем я не могу не согласиться. Люблю поэзию как раз-таки за то, что она проходит сквозь века, несет в себе информацию из прошлого, но никогда не теряет своей актуальности.
Глеб Кочешев, 11 класс, Шелаболихинская школа №1
21,154 Всего просмотров, 87 просмотров сегодня