В годы Великой Отечественной войны в глубь страны, в Алтайский край, было эвакуировано несколько десятков госпиталей. Разные источники называют разное количество таких организаций: от 67 до 130 госпиталей. Мы постарались найти и обработать большую часть информации по этой теме и нанесли на карту сведения о еще 70 госпиталях. Таким образом на карте можно найти порядка 85 маркеров. В процессе работы команда столкнулась с рядом трудностей: несовпадением данных об одних и тех же организациях в разных источниках, наличие лишь отчетного, статистического материала о деятельности госпиталей. Мы поговорили на эту и другие темы с директором музея Алтайского государственного медицинского университета и медицины Алтая Иваном Генриховичем Беккером.
Теме военной медицины и конкретно эвакогоспиталям посвящены несколько экспозиций в одном из залов музея. Большинство из них – это медицинские принадлежности, которые использовались для лечения больных. Стол, лампа, чайники, котелки и кувшин, прибор для введения наркоза – вещи военного времени, которые удалось сохранить. Что-то работники музея находили в других организациях, например, на военной кафедре. Некоторые вещи – муляжи. Например, проволочные маски, которые выпускали одинаковыми 50 лет подряд.
Тайны эвакуации госпиталей
Известно, что Краевой военкомат насчитывает 67 эвакогоспиталей. После победы в Великой Отечественной войне газета «Алтайская правда» опубликовала другие показатели – их стало 120. Иван Генрихович считает, что и первая и вторая цифры не совсем верные. Сложно сказать уже сейчас что-то конкретное, ведь у эвакогоспиталей был не долгий срок жизни на одном месте. Госпитали не местного формирования прибывали вместе с дивизиями и с ними же отправлялись дальше в ту или иную часть страны. Часто они даже не успевали разворачиваться. А еще некоторые прекращали свое существование и входили в состав местных госпиталей. Конечно, существуют данные о больших госпиталях, в существовании которых сомневаться не приходится: есть фотографии, воспоминания медсестер, раненых. Например, в Барнауле это госпиталь №3500.
К 50-летию советской власти данные об эвакогоспиталях собирали, проверяли структурировали партийные органы, и на зданиях, где лечили раненых, вывешивали металлические таблички. На них прописывалась информация о конкретных госпиталях и их нахождении. Как предполагает Иван Генрихович, в 90-е эти таблички отрывали люди и сдавали на цветной металл. Позже часть восстановили вновь. Мы съездили в Бийск и сняли на видео несколько таких табличек, часть можно найти в Барнауле и других городах и районах края.
Но все представленные цифры в источниках вызывают сомнения, ведь на железной дороге существовали вагоны, в которых размещались «свернутые» госпитали. Например, госпиталь №5800 развернули в Барнауле и ждали, куда колыхнется фронт: может быть, прямо сейчас его отправят в УССР. Можно было только предполагать, как сложится судьба каждого эвакогоспиталя на следующий день войны.
Основная проблема отсутствия подробных сведений по теме эвакогоспиталей, особенно в журналистских текстах, в том, что информацию переписывают друг у друга, почти никто не работает с первоисточниками. Так, новых достоверных материалов для глубокого изучения нет. В научных сборниках люди, которые работали тогда в госпиталях и остались на Алтае, смогли собрать часть информации. А вот тех, кто отработал два-три года и уехал вслед за госпиталем, тогда и сейчас уже не найти.
После войны в музее истории медицины получилось сохранить информацию, связанную с материалами отчетного плана перед военкоматом или КГБ. «Я попытался найти подробные данные об Астраханском медицинском институте, который был сюда эвакуирован, но все безуспешно. Людей, у которых можно было бы добыть эту информацию, уже нет в живых, а то, что писала алтайская пресса, мы сохраняем, но, в основном, в материалах наша же информация», – делится Иван Генрихович.
О чем не говорят другие
Госпитали во время Великой Отечественной войны играли роль не просто лечебных заведений. Когда война закончилась, и граждане занялись восстановлением страны, стало понятно, что существуют люди, которые не годятся для работы. Средств для создания условий для вчерашних защитников страны и сегодняшних инвалидов не было. Они попрошайничали на улицах, часто делали это достаточно агрессивно, чтобы хоть как-то выжить. Тогда государство нашло способ решить проблему. Начались зачистки улиц от ветеранов-инвалидов, первая прошла уже в 1948 году, вторая – в 1953 году. Инвалидов отправляли в специальные «санатории». Обычно они располагались в отдаленных местах, часто в заброшенных монастырях. «Санатории» обустроены были не лучшим образом, персонала не хватало. В музее этой теме посвящена целая экспозиция: сохранены материалы из газет и серия рисунков. Художник Геннадий Добров посетил несколько таких «санаториев» для инвалидов и запечатлел увиденное. Так появилась серия портретов ветеранов-инвалидов «Автографы войны».
Источник изображения: сборник «Барнаул город трудовой доблести 1941-1945», администрация г. Барнаула, Алтайский государственный университет, государственный архив Алтайского края, Алтайский государственный краеведческий музей, МБУ г. Барнаула «Музей «Город»
Источник изображения: сборник «Барнаул город трудовой доблести 1941-1945», администрация г. Барнаула, Алтайский государственный университет, государственный архив Алтайского края, Алтайский государственный краеведческий музей, МБУ г. Барнаула «Музей «Город»
Источник изображения: сборник «Барнаул город трудовой доблести 1941-1945», администрация г. Барнаула, Алтайский государственный университет, государственный архив Алтайского края, Алтайский государственный краеведческий музей, МБУ г. Барнаула «Музей «Город»
Автор текста: Виктория Червоная, 10 класс, лицей №3