Сиреневая редакция

Журналистика из 
поколения
в поколение

Сиреневая редакция пообщалась с доцентом кафедры теории и практики журналистики АлтГУ, кандидатом филологических наук Кириллом Анатольевичем Кириллиным. Кирилл Анатольевич осветил самые часто задаваемые вопросы, которые возникают при поступлении на журфак, дал рекомендации для подготовки к творческим экзаменам и поделился историей своего профессионального пути.


– С чего началось Ваше увлечение журналистикой?

– Это семейное. Мой папа, Анатолий Владимирович Кирилин, – журналист. В свое время он работал в печатных СМИ, например, в «Алтайской правде», также работал на радио и телевидении. В начале 90-х был очень популярен канал «ТВ-Сибирь». Отец долгое время работал ведущим на этом канале. Когда шла программа «TВ-Сибирь», то, все улицы, что называется, «пустели». Это было что-то вроде «Взгляда», только в региональном масштабе. Освещались проблемы, проводились расследования, то, о чем раньше запрещалось говорить. Все это было интересно зрителю.
– Получается, что Вы с детства хотели стать журналистом?
– Честно признаюсь, особого желания не было. Одно время я хотел стать машинистом. Вся моя родня, тетушки, дядюшки, все они железнодорожники в Новосибирске. В детстве я ездил в кабине электрички – это очень яркие впечатления для ребенка. Планировал поступать в наше железнодорожное училище, а после – стать машинистом, но для этого было необходимо высшее образование. Но я понимал, что с точными науками у меня не очень хорошо. Также я хотел поступать на географический факультет, а после отец предложил пойти по его стопам.
– Где Вы получали образование и первый опыт работы журналистом?

– Учился здесь, в Алтайском государственном университете. В 1994 году я поступил на «Факультет филологии и журналистики». После выпуска год я отработал в газете «Алтайская правда». Мне предложили поступить в аспирантуру, я согласился. Писал научные статьи, работал над диссертацией и ушел из газеты. В 2003 году я защитился в Санкт-Петербурге, получил степень кандидата наук.

– С какими трудностями в профессии Вы сталкиваетесь?

– Трудности есть в любой профессии. Сейчас достаточно много организационно-методической работы. Но есть и множество разнообразных и интересных дел например, подготовка к лекционным занятиям. Писать исследования, выступать на конференциях часто очень хочется, но не всегда находится время.
– Было ли у Вас желания все бросить и сменить профессию?

– Конечно было. Такое желание у любого человека возникает однозначно. Эмоциональное выгорание может случиться у каждого. Жизнь всегда меняется: черная полоса, потом белая.
– Какие навыки необходимы журналисту в его работе?

– Профессиональное любопытство. Оно нужно, чтобы что-то узнать, добыть информацию, вытащить ее. Эрудиция также важна, человек должен быть начитан, должен знать родной язык, все его возможности. Мобильность, коммуникабельность – неотъемлемая часть профессиональных навыков. А еще одна из главных задач журналиста – научиться создавать качественные тексты.

– Студенты, которые выпустились с факультета, добились чего-то?
– Да, добились. Наши выпускники сейчас находится и в Москве, и в Санкт-Петербурге, и даже за границей, в Нью-Йорке, перечислять можно долго.

– Что поменялось в сфере образования с точки зрения журналистики?

– Много положительных моментов. Например, появились дисциплины, благодаря которым студенты могут реализовывать свои собственные проекты. Появилась собственная радиостанция «Планета радио», которая открыла еще больше возможностей. Студенты чаще стали ездили на медиафорумы, стажировки, учиться по обмену. В то время, когда учился я, такого практически не было. Технологии преподавания также активно развиваются. Но есть и отрицательные моменты – сокращение базовых предметов. Современный русский язык преподавали четыре с половиной года. Базовые предметы – язык, литература, без которых человек не сможет написать хорошие тексты. Для этого просто не хватит словарного запаса. Но при этом я убежден в том, что грамотность может быть врожденная. Нужно развивать и поддерживать уровень владения языком.

– Что Вы пожелаете абитуриентам, поступающим на журфак?

– Идите дальше, пробуйте, ставьте большие цели. Желаю не разочароваться в профессии, и когда наступит время, приходить к нам в Институт гуманитарных наук и поступать на направление «журналистика». Желаю всем хорошо сдать ОГЭ и ЕГЭ. Участвуйте в наших конкурсах, они проходят каждый год, за некоторые мы даем дополнительные баллы. У нас прекрасный преподавательский состав: Елена Васильевна Лукашевич, Тамара Алексеевна Семилет, Ирина Валерьевна Фотиева, Марина Александровна Деминова, Елизавета Анатольевна Манскова, Владимир Валерьевич Витвинчук. Каждый преподаватель отвечает за свое направление и знает отлично знает свой предмет. Замечательные работодатели, люди, у которых основное место работы – не университет, а СМИ. Студентам преподают специалисты «Алтайской правды», ИД «Алтапресс» и других изданий.

Варвара Шулепова, 9 класс радио «Лицей», лицей № 2, г. Камень-на-Оби
Виктория Гудкова, 8 класс радио «Лицей», лицей № 2, г. Камень-на-Оби
Светлана Филиппова, 8 класс, школьная газета «ESP», лицей № 2, г. Камень-на-Оби
Карина Якубова, 8 класс, медиацентр «СреДа», школа № 1, с. Троицкое
Автор фото: Дарья Гензе, 11 класс, газета «САМИ», школа №132 им. Н. М. Малахова, г. Барнаул
 

Алтайский институт идет в ногу со временем

«Как проходит повышение квалификации у людей, за плечами которых не один год обучения учащихся?» Ответ на этот вопрос получили участники экскурсии по Алтайскому институту развития образования имени А. М. Топорова. Сиреневая редакция решила разобраться, какие знания получают педагоги в этом институте. «АИРО – это то место, где учителя развивают свои профессиональные компетенции», – говорит Оксана Чуприянова, руководитель Центра непрерывного повышения педагогического мастерства.   

Приготовьтесь, взлетаем!

Новые технологии в наше время помогают педагогам преподносить материал в необычном и увлекательном формате. Участникам экскурсии показали лабораторию, где учителя могут получать новые знания по астрономии. Для этого в помещении оборудовано пространство для проектора, который может полностью демонстрировать звездное небо. Созвездия можно рассматривать с разных ракурсов и в разное время дня и года. Лаборатория оснащена оборудованием для 3D-показа и просмотра видео, интерактивной доской и 3D-очками. С их помощью учителя могут подробно ознакомиться с материалом и эффективно подготовиться к предстоящему уроку.

Печать на 3D-принтере – еще одна возможность, которую предоставляет посетителям лаборатория, а также работа с переносными лабораториями по химии, физике, астрономии. Ими оснащаются образовательные центры «Точка роста», которые организованы по всему краю. 

Совмещаем полезное с приятным 

У АИРО существуют специальные программы, конкурсы, мероприятия для преподавателей, школьников и студентов.Многие участники были заинтересованы тем, как можно преподавать занятия по финансовой грамотности. Дело в том, что институт развития образования учит педагогов преподносить информацию в игровом формате. Так ученики лучше запоминают теорию из финансовой сферы.  Например, играя в Alias, участники закрепляют знания экономических терминов и их толкование. Такая практика в обучении заинтересовывает гораздо больше школьников и помогает легче усвоить сложную информацию. 

Через расстояния 

Во время пандемии были невозможны очные занятия. Тогда на помощь пришли дистанционные технологии. Поэтому на базе АИРО был сформирован центр дистанционного повышения квалификации. Он оснащен инновационным оборудованием, в том числе высокотехнологичными камерами, которые могут следить за движениями спикеров и транслировать изображение в отличном качестве. Благодаря этому занятия проходят комфортно и доступно. 

 В газетах «Гарри Поттера» 

Библиотека института имеет доступ в Президентскую библиотеку имени Б. Н. Ельцина. На ее стенах – «живые» обои с изображениями портретов знаменитых людей, связанных с Алтайским краем. Среди них есть портреты Василия Шукшина, Валерия Золотухина, Вячеслава Шишкова и другие. Если отсканировать изображения с помощью специального мобильного приложения, то все лица «оживут»: Шукшин расскажет монолог из фильма «Калина красная», Рождественский прочитает для зрителей свое стихотворение. В этой библиотеке происходит оцифровка исторических источников и документов. Они загружаются в общую базу данных библиотеки, с помощью которых педагоги готовят материалы к занятиям. 

Камера, мотор! 

Белый фон, камера высокого разрешения, прозрачная интерактивная доска – в АИРО возможно записать полноценный профессиональный видеоурок благодаря студии видеозаписи. Учителя могут не только рассказать об удивительных вещах, но и визуализировать информацию в режиме реального времени. Все данные автоматически сохраняется в архив для дальнейшего использования. Инновационный подход к преподаванию уже применяется во многих школах края, и это не предел возможностей алтайского образования. Смена поколений требует нового подхода к учащимся. Показатели школ уже растут, школьники умнеют, а значит, наш регион доказывает, что мы можем претендовать на звание «люди нового поколения».  

Александра Перегудова, 4 класс, «Эксперимент», Усть-Пристанская школа, Усть-Чарышская Пристань; 
Дарья Балдина, Ярослава Титова, Макар Меркурьев, 10 класс, АКПЛ, г. Барнаул 
Фото: Дарья Гензе, 10 класс, школа №132 им. Н. М. Малахова, газета «САМИ», г. Барнаул

Идеальный учитель глазами родителей

Нынешний год посвящен педагогам и наставникам. Их деятельность – неотъемлемая часть жизни каждого человека, который когда-либо был ребенком. Мы решили провести опрос среди граждан Барнаула, чтобы узнать, каким должен быть учитель, чтобы он вызывал уважение у родителей и в его руки доверили ребенка. 

Галина Леушина

«У меня есть две внучки, но они живут за границей и, к сожалению, я не знаю их педагогов.
Я бы хотела, чтобы у моих внучек был добрый, конечно, умный педагог. Чтобы учитель был другом для девочек, проводил с ними больше времени, неравнодушным, чтобы он без всяких платных курсов шел навстречу, «болел» за каждого ребенка. А самое главное, я считаю, чтобы учителя работали по призванию. Именно такие учителя были в мое школьное время».