Оранжевая реда​к​​​ция

   На лыжах в депутаты

1) Татьяна Ильюченко рассказывает о своем педагоге
Фотограф: Андрей Сологуб, 9 класс, Бобровская школа, «Школа NEW’s», с. Бобровка

2) Мы успели пообщаться и с Ксенией Гольцман, SMM-специалистом и помощником Татьяны Ильюченко 
3) Татьяна Ильюченко подарила юнкорам классные буклеты! Фото: Владислава Гилева, 11 класс, школа №135 , газета «САМИ», г. Барнаул
4) Конечно, мы сделали общее фото! Фото: Владислава Гилева, 11 класс, школа №135, газета «САМИ», г. Барнаул

О роли учителя, наставника мы пообщались с Татьяной Викторовной Ильюченко – заслуженным мастером спорта России по лыжным гонкам среди спортсменов с нарушением зрения, чемпионкой паралимпийских игр, председателем комитета по спорту, культуре и молодежной политике Алтайского краевого Законодательного собрания. 

– Как Вы пришли в спорт? 

– Благодаря своей учительнице физической культуры, которая пришла к нам во втором классе. Она сразу заинтересовала детей, потому что была молодой, смелой, красивой и задорной. Она очень любила свое дело! Следующий человек, повлиявший на меня – мой тренер. У него тоже нарушение зрения. Как и я, он учился в школе для слабовидящих. Мне кажется, что очень важно быть благодарным учеником. Когда вы научитесь говорить «спасибо» за малое, к вам и большое придет. 

– Расскажите, в какой момент решили заняться спортом? 

– В детстве у меня не было возможности ездить в лагерь, я никогда не была на море, но за достижения должна была поехать  в МДЦ «Артек»! К сожалению, из-за того, что у меня нарушение зрения, путевку отдали другой ученице. Было очень обидно! Тогда моя школьная подруга рассказала мне о том, как здорово заниматься спортом и ездить на соревнования. Она занималась легкой атлетикой, но меня это не зацепило, и я попробовала себя в лыжах. 

– В каком возрасте Вы начали заниматься лыжными гонками и каких успехов достигли?

– Начала в 14 лет. Это довольно поздно, и первый мой блин был, как говорится, комом. Сейчас, глядя на трассу, на которой я впервые встала на лыжи, я не понимаю, как в тот момент умудрилась кубарем падать на каждой горке. Но я была упорной! Я входила в состав Паралимпийской сборной команды России с 1993 по 2011 год, была двукратным серебряным и  бронзовым призером Паралимпийских игр в 2002 году. Была победителем, двукратным серебряным и бронзовым призером Паралимпийских игр в 2006 году. 

– В какой момент Вы решили уйти из спорта? 

– Я стала бронзовым призером Паралимпийских игр в 2010 году, и это были мои последние игры. Как вы понимаете, любым спортом профессионально можно заниматься только до определенного возраста. Это и стало причиной моего ухода. После окончания спортивной карьеры приняла предложение поучаствовать в выборах на должность депутата Алтайского краевого Законодательного Собрания. Это было в 2011 году.

– Почему решили заняться именно политикой? 

– Здесь тоже на меня повлиял тренер. Он никогда не стеснялся задавать вопросы и всегда учился новому. Я взяла с него пример. Сейчас я работаю Председателем комитета по спорту, культуре и молодежной политике. Мне очень нравится работать с молодежью. Я никогда не была спортивным тренером, но стала наставником в политике. Многие говорят, что молодежь – наше будущее, но я считаю, что молодежь – наше настоящее! 

Мария Арнаутова, София Емельянова, Карина Казарян, Бобровская школа, «Школа NEW’s», с. Бобровка
Фото: Владислава Гилева, 11 класс, школа №135, газета «САМИ», г. Барнаул

Четыре зала с сотнями историй

Фото1: Юнкоры не только внимательно слушали экскурсию, но и делали заметки для будущих материалов.
Автор: Владислава Гилева, 11 класс, школа №135 , газета «САМИ», г. Барнаул

Фото 2: Один из залов посвящен образованию в Советском Союзе.
Автор: Владислава Гилева, 11 класс, школа №135 , газета «САМИ», город Барнаул
Фото 3: Юные журналисты сделали памятные фотографии в музее после экскурсии.
Автор: Владислава Гилева, 11 класс, школа №135, газета «САМИ», г. Барнаул
Фото 4: Ольга Васильевна обращает внимание юнкоров на один из фотоальбомов.
Автор: Сергей Рожков, 10 класс, лицей№ 8, газета «САМИ», г. Барнаул
Фото 5: Так выглядели школьные принадлежности в XVIII веке.
Автор: Сергей Рожков, 10 класс, лицей№ 8, газета «САМИ», г. Барнаул
Фото 6: Школьный класс во времена СССР..
Автор: Андрей Сологуб, 9 класс, Бобровская школа, «Школа NEW’s», с. Бобровка
Фото 7: Медаль учителя за заслуги перед родиной.
Автор: Андрей Сологуб, 9 класс, Бобровская школа, «Школа NEW’s», с. Бобровка

Мы находимся в Музее истории развития образования города Барнаула. На пороге нас встречает директор Ольга Васильевна Какоткина. Эрудированная, дружелюбная, профессионал своего дела. 24 января 2023 года музей отметил свое пятнадцатилетие. В нём четыре зала, узнаем о каждом из них подробнее. 

Какая она, первая школа? 

Экспозиция первого зала посвящена первой школе в городе Барнауле (тогда город был поселком при барнаульском заводе). Первая казённая школа была открыта 18 января 1753 года по приказу императрицы Елизаветы Петровны. Это была словесная школа, размещенная в совершенно обыкновенном доме! Поразительно, что такое важное учреждение находилось именно в таком месте! 

В зале представлен экземпляр парты, за которой сидели ученики, а также принадлежности для письма, книги и славянская азбука. Нашему поколению сейчас сложно представить все трудности письма на песке. Школьники сначала учились писать на нем. Это было необходимо, для того чтобы потом разрешили перейти на бумагу. Она была в дефиците, доставляли ее в посёлок при барнаульском заводе редко. Мы увидели и образец бумаги для документов ХVIII века с водяными знаками, которые даже на свету было непросто разглядеть. Ольга Васильевна упоминает, что уже в то время зарождалось наставничество: более способные ученики помогали отстающим от программы. 

Советское образование

Второй зал посвящен советскому образованию. В 1930 году было принято постановление о том, что начальное образование становится обязательным. Чтобы дать его всем, необходимы были учителя, но их не хватало. В этом зале находятся новые декреты, которые должны были решать проблемы нехватки учебников и учителей.

Появляются курсы по подготовке учителей, «курсы красных учителей». Будущие школьные преподаватели учились не 4-6 лет, как сейчас, их учили только основам педагогики. Наставничество было необходимо: опытные преподаватели помогали тем, кто только окончил курсы и пришел работать в школу. 

Ученики тоже помогали друг другу. Они делились на звенья и соревновались, кто заработает больше пятёрок или соберёт больше макулатуры. Победившие звенья помогали отстающим в учёбе.

Также мы узнаем о тяжелом времени – периоде репрессий. Видим портреты учителей того нелегкого этапа в жизни страны. Многие учителя могли быть расстреляны за малейшие донесения на них. Например, один учитель не пришёл на занятие из-за того, что постирал единственные штаны, о чем и сказал в школе. На него написали донос. Слова о единственных штанах были восприняты как осуждение советской власти в бедности народа. 

 Учителя в годы Великой Отечественной войны 

Во время войны многие учителя брали на попечение детей, чьи родители работали в тылу или находились на фронте. Они даже водили учащихся в бани, которые были прикреплены к каждой школе. Поскольку дети были предоставлены сами себе, педагоги выполняли еще и роль родителей. Ольга Васильевна показала фотографию Леонида Быкова, режиссера фильма «В бой идут одни старики» со своим классом. Во время войны будущий режиссёр учился в барнаульской школе. 

Почетные и Народные учителя 

Переходим в последний зал, зал «Учительской славы города Барнаула». Здесь располагаются три огромных стенда со множеством фотографий и альбомы. Если считать, здесь их более полусотни! Это число лишь увеличивается, так как фонды музея постоянно пополняются! 

Полина Решетникова, Елена Колпащикова, Ирина Кель, 10 класс, лицей №101, редакция газеты «Жизнь на 101%», г. Барнаул

Педагоги – особенные люди

Педагогический труд требует не только знаний, но и определенных качеств личности. Что же делает людей, работающие в этой сфере, такими уникальными? Мы провели опрос, в котором выяснили у прохожих, что же отличает педагогов, которых они знают, от других.

«Моя соседка педагог. Я знаю ее достаточно давно, мои знакомые у нее учились. Как учитель она довольно строгая, но справедливая. А в обычной жизни она человек с твердым стержнем, как говорится, человек, вселяющий уверенность», – Софья.