Оранжевая 
реда​к​​​ция

Медиация – новый путь решения конфликтов

Фото 1 – После встречи с медиатором все в прекрасном настроении
Фото 2 – Елизавета Ионина поделилась секретом: как выйти из затянувшегося и сложного конфликта с близкими
Фото 3 – Некоторых ребят настолько тронула тема ссор в семье, что в первые минуты пресс-конференции вопросы не приходили в голову
Фото 4 – Елизавета Ионина на пальцах объяснила, что происходит с внутренним состоянием людей во время разногласий 

Наверняка у каждого из нас случались разногласия в семье, ссоры с одноклассниками или же споры с коллегами. Оказывается, всего этого можно избежать, если вовремя обратиться к медиатору. Это человек, который сможет разрешить любой конфликт. Именно этим занимается Елизавета Ионина. Она рассказала о новой необычной профессии. Кто и как решает любые конфликты – читайте в интервью.

– Елизавета Ивановна, чем Вы занимаетесь?

– Я – профессиональный медиатор и руководитель социального проекта «Родители навсегда». Он помогает разведенным родителям разрешить конфликты в интересах детей. Например, договориться о порядке общения с ребенком или решить вопрос по уплате и изменению алиментов. Проект не так давно завершил свою работу, которая длилась больше года. Результаты очень порадовали! Однако отмечу, моя базовая профессия – юрист. Я отвечаю больше за правовой аспект в своей работе и в разных проектах.

– Кто такие медиаторы?

– Медиатор – это специалист, который помогает выстроить процесс переговоров. Он добровольно участвует в процедуре разрешения спора. Причем этот специалист делает так, чтобы участники сами нашли решение, которое их устроит.

– С какими самыми сложными ситуациями Вы сталкивались?

– На самом деле, в нашем проекте практически все ситуации были очень сложные. К сожалению, некоторые из них разрешить так и не удалось, даже после решения суда. В отдельных случаях происходило так, что, например, мама настраивала ребенка против папы. Что касается конкретных примеров, мы выпустили отдельный сборник, в который “поместили” 10 самых необычных и успешно разрешенных конфликтов. Там, в том числе, есть и случаи, которые запомнились мне. Также была необычная ситуация, в которой муж посчитал развод с супругой причиной проблем со здоровьем его матери. В итоге – даже такую проблему решили в спокойной обстановке благодаря медиаторам.

– Были ли случаи применения физической силы на Ваших сеансах?

– Одна из главных задач медиатора – создать безопасные и комфортные условия для переговоров. Также важно заранее подготовить участников конфликта. Особенно это необходимо, когда участники спора находятся в эмоционально раскаленном состоянии. До драк никогда не доходило, и, конечно, в идеале этого быть и не должно.

– Сколько лет Вы уже работаете в этой области?

– С 2018, уже, получается, 6 лет. Сейчас медиация – основное направление деятельности, которым я занимаюсь. Юристом работать я перестала. На мой взгляд, специалистов в этой области достаточно, а направление медиации развивается, и ему нужны работники. В целом, я считаю, работа медиатора достаточно сложная. Важно уметь сохранять нейтральность и не принимать одну точку зрения. Главный принцип – принцип равенства сторон.

– Похожа ли работа медиатора на работу психолога?

– Медиатор – переговорщик, в первую очередь. Для него важно понять, когда человек говорит правду. Безусловно, мы применяем определенный психологические приемы и практики, однако конкретные советы, касающиеся психологии, мы давать не можем.

– Как Вы узнали про такое малоизвестное направление деятельности?

– С 2014 года я писала работу по теме медиаций. Пришлось познакомиться с этим явлением с теоретической стороны. А вот сейчас – я много практикуюсь и применяю полученные знания как в жизни, так и в работе.

– Было ли такое, что в семье после медиации не происходило изменений?

– Важна добрая воля каждого из участников. Работа была проведена, все ситуации были решены!

– Решают ли медиаторы школьные конфликты?

– Медиация может применяться к абсолютно разным областям споров, однако на работу со школьными конфликтами она в целом не рассчитана, но наша команда занимается этим. Мы работаем с запущенными коллективами, в которых есть буллинг, драки, оскорбления и даже воровство. Со школой работа проходит в несколько сеансов, в течение двух-трех месяцев.

Дарья Гайслер , 11 лет, Клуб «Юный журналист», МБОУ «Гимназия №74», 5А, Барнаул
Вероника Полетаева , 11 лет, Клуб «Юный журналист», МБОУ «Гимназия №74», 5А, Барнаул
Анастасия Лазарева, 16 лет, Пресс-центр КГБОУ «АКПЛ», 10С, Барнаул
Фото: Валерия Филатова , 17 лет, Лицей № 73, Детско-юношеская газета “Сами”, 11 класс, Барнаул 
 

Много деток – это как? 

Фото 1 Центр всегда рад новым гостям, и в этот раз ими стали участники форума
Фото 2 Наши кураторы с интересом слушают рассказ о работе центра
Фото 3 Каждый волонтер организации на своей груди гордо носит лозунг «Много деток – хорошо!»
Фото 4 Благодаря волонтерам каждая игрушка находит новую семью
Фото 5 Ярмарка-обмен вещами проходит в конце каждого месяца по всему Алтайскому краю
Фото 6 Тапочки своими руками – лишь малая часть того, что делает организация для семей
Фото 7 Улыбки на лицах участников фестиваля – творческая командировка проведена с пользой! 

Спальный район около «Европы». Бывшее двухэтажное здание бойлерной. Нам – на второй этаж. Здесь уже два года живет некоммерческая организация «Много деток – хорошо!». Сегодня мы идем к ним в гости!

«Все своими силами»

Поднимаемся по лестнице. В здании вовсю идет ремонт: рядом с яркой меловой доской сложен строительный лес и стоят банки с краской. Нас с улыбкой встречает Светлана Литвинова, руководитель объединения многодетных семей Алтайского края и «мама» центра. «Вы не пугайтесь, что у нас так все вперемешку. Здание подарила администрация 2 года назад, а мы до сих пор делаем ремонт. Все своими силами. Окна нам бесплатно установила компания «Алькон», а еще неравнодушные предприниматели провели электричество и отопление. Стены ошкуривали вместе с нашим родителями. Центр живет силами благотворителей и постоянно выигрывает гранты», – делится Светлана.
В центральной комнате нас приветствует огромный красочный настенный рисунок с символом сообщества «Много деток – хорошо!»: цветик-семицветик с белыми ладонями на каждом лепестке. Тут же стоят мягкие пуфы и стеллажи с книгами по интересам – их может взять любой желающий.
«Много деток – хорошо!» работает уже 16 лет. Сейчас за центром закреплено более 5000 многодетных семей, в которых воспитываются и приемные дети, и дети с ограниченными возможностями здоровья. Цель организации – активизировать родителей, показать им, что не нужно сидеть и ждать, когда всё само образуется. Они могут сделать свою жизнь счастливой. Светлана Алексеевна сама многодетная мама и знает, как это трудно, но уверена, что со всеми трудностями можно справиться.

Девичники, тапочки и игрушки

Переходим в игровую. Она наполнена мягкими игрушками: мишками и зайчиками, цветными подушками и развивающими играми Никитиных. В ней даже пахнет по-домашнему, сладковато, как у бабушки. «В нашем центре мы проводим много разных праздников и акций. Например, сейчас мамы по воскресеньям устраивают «девичники», где учатся ухаживать за собой, готовят или работают над рукоделиями с детками. Планируем по субботам проводить «мальчишники», где папы будут делать что-нибудь руками», – рассказывает Светлана Алексеевна. После беседы с «мамой» центра практикуемся в играх Никитиных и собираем геометрические фигуры из разных деталей. «Даже квадрат сложить не так просто, ведь остаются лишние детали или, наоборот, чего-то не хватает», – рассказывают участники фестиваля.

Перемещаемся в мастерскую центра. В нос бьет стойкий запах овчины и краски. К 9 мая НКО готовит акцию «Тапочки для бабушек». Из войлока волонтеры и семьи шьют теплую обувь ветеранам войны, детям войны и труженикам тыла, а потом отправляют ее в районы края. А еще здесь воспитанники расписывают шоперы мамам.

В следующей комнате работники центра собирают вещи для помощи многодетным семьям. На вешалках разнообразная одежда, и для детей всех возрастов, и для взрослых. Бежевое платье с пуговицами в виде цветов, плюшевый заяц, ходунки и клетчатый жакет – все это приносят люди, которые хотят помочь нуждающимся. Это не может не радовать. «Родители могут прийти и забрать все, что им нужно. У нас есть даже коляски, ходунки, кроватки, игрушки и всякие развивашки», – отмечает Светлана.

На этом наша экскурсия подходит к концу. Теперь мы точно знаем: много деток – это ответственно и весело!

Авторы:
Василий Афаньков, 6 класс, школа №118, студия тележурналистики «Панорама +», г. Барнаул
Мария Трутьнева, 6 класс, школа №134, студия тележурналистики «Панорама +», г. Барнаул
Елизавета Шашнова, 6 класс, школа № 7, газета «Одним словом», детское объединение «Пресс-центр», г. Заринск
Мария Позднякова, 10 класс, школа № 15, газета «Одним словом», детское объединение «Пресс-центр», г. Заринск
Фото:
Валерия Филатова , 11 класс, лицей № 73, детско-юношеская газета «Сами», г. Барнаул   

Много деток – хорошо?

В России активно поддерживается родительство и детство, в первую очередь, многодетные семьи, а 2024 год назван Годом семьи. Когда, если не сейчас, интересоваться у людей, как они относятся к этой теме?

За последние десять лет в России количество семей с тремя и более детьми составило 2,3 миллиона. В качестве поддержки многодетных семей активно вводятся различные льготы. Например, бесплатное питание в школьной столовой, субсидии на оплату коммунальных услуг. Именно поэтому мы решили провести социальный опрос среди людей разных возрастов и понять их отношение к многодетным семьям.

Опрос проводился на улицах Барнаула среди случайных людей. Всего в нем участвовало 33 жителя краевой столицы. К слову, большинство отвечали охотно и с интересом, а значит, эта тема актуальна и важна для общества.

Каждому опрашиваемому предлагалось указать свой возраст и пол, а также ответить на три вопроса:

Какое количество детей в семье Вы считаете оптимальным для себя?
В чем достоинства многодетной семьи?
Каковы недостатки жизни в многодетной семье?

Отвечали на вопросы в основном женщины от 20 до 40 лет. Результаты опроса показали, что большинство людей считают оптимальным иметь до двух детей в семье. До четырех детей считают нормой значительно меньше респондентов.