Для того чтобы попасть в «Незабудку», мы поднимаемся по лестнице на третий этаж здания. То же самое ежедневно делают и дети-инвалиды, хотя некоторые из них даже не встают с инвалидных кресел. Когда мы оказываемся на месте, нас радушно встречает председатель организации – Вера Дмитриевна Волошина.
После этого нас ждёт просторный и длинный коридор Алтайской краевой общественной организации родителей детей-инвалидов и инвалидов детства (АКООРДИИД) «Незабудка», стены которого украшают удивительные картины воспитанников. На столах представлены работы детей, которые они с таким старанием делали со своими педагогами. Среди них: расписанные тарелочки, витражи, рисунки, аппликации и более сложные в исполнении работы. Всё, что связано с рукоделием, развивает мелкую моторику рук, которая у ребят нарушена.
Фото: Екатерина Манскова
Первое место, куда нас провела Вера Дмитриевна, – зал лечебной физической культуры. Там нас встречает одиннадцатилетний Сёма с детским церебральным параличом, родители которого обратились в «Незабудку» несколько лет назад. Когда мы пришли, мальчик уже завершал еженедельное занятие и выглядел уставшим. Как только мы вошли, он с усердием принялся за работу. Сема с удовольствием жмет всем руку и радостно улыбается. Он лишен слуха, но понимает, что его любят, заботятся о нем и желают только лучшего. Мальчик делает большие успехи: за три года, проведенные в «Незабудке», он встал на ноги, научился спускаться и подниматься по лестнице. Сема активно занимается с тренером Романом Крушаловым, который сам когда-то встал с инвалидного кресла только в восемь лет.
В следующем кабинете, который мы посетили, с детьми работают по методике Марии Монтессори. Здесь ребята могут «поплавать» в бассейне с шариками и поиграть в экологически-чистом песке с подсветкой. Его приятно собирать в горстки, и он удобен для лепки. В отдалённом уголке комнаты находится маленькая ванная для детей, которые боятся воды. Специально для них проводятся процедуры, во время которых они моют игрушки, что-то стирают или полощут. В процессе таких занятий малыши преодолевают свой страх.
Фото: Мария Харахоркина
Некоторые дети с синдромом Дауна и аутизма занимаются индивидуально в специально отведённых помещениях, где достигается умиротворённая атмосфера и гармония. Они боятся прикосновений и негативно реагируют на шум, закрывая уши руками. К таким малышам нужен особый подход от специально обученных педагогов, которые проводят психологические тренинги и беседуют с детьми о проблемах, которые их тревожат. Всё оборудование кабинета приобретено на средства гранта губернатора Алтайского края.
Проходим ещё пять метров по коридору и попадаем в комнату, где портьеры зашторены, и стоит полумрак. Но стоит включить аппаратуру, как все вокруг преображается: на потолке зажигаются звезды, вертится и бросает блики хрустальный шар. За игрой света, которая увлекает и завораживает, можно понаблюдать сидя в удобных креслах-мешках. Одна из любимых забав детей-инвалидов в этой комнате – музыкальный коврик, который издает всем известные мелодии. Антураж добавляет капсула, обвешанная переливающим дождиком. Заходишь в это удивительное помещение и испытываешь ощущение уединенности. Однако, стоит посмотреть на потолок, и сразу же видишь зеркальную поверхность, в которой твое отражение. В этом заключен сокровенный смысл: тебе есть куда стремиться и расти, а именно тянуться к своему отображению – достичь самопознания и самосовершенствования.
В музыкальном зале, куда нас ведут по расписанному коридору, проводятся праздники и мероприятия для детей с ограниченными возможностями со всего края. На небольшой сцене стоит величественный белый рояль. «Такого в крае ни у кого нет», – говорит Вера Дмитриевна. Ежедневно, проходя мимо двери, где стоит тот самый рояль, можно услышать великие музыкальные произведения Людвига ван Бетховена или Вольфганга Амадея Моцарта. Детям нравится осязать музыку.
Впереди последний кабинет социального педагога, где дети со своим учителем ставят речь, если она нарушена. Председатель показывает нам набор для кукольного театра, если малыши не могут сами держать куклу, за них это делают их мамы, папы и бабушки. На занятиях самые маленькие разыгрывают русские народные сказки, а дети постарше более серьезные произведения.
«Незабудка» занимается не только лечением, обучением и реабилитацией детей с ограниченными возможностями, но и помогает людям с тяжелыми заболеваниями найти свое место в жизни. Сейчас у многих из первого набора нуждавшихся в помощи есть свои семьи и любимая работа. 11 ноября прошлого года в «Незабудке» состоялась свадьба двух воспитанников организации. Парень Саша и его избранница Вера знакомы с детства, они вместе учились и проходили курс реабилитации. Александр долгое время был прикован к инвалидному креслу и совсем недавно смог ходить, однако верхние конечности у него все равно не работают. Жена помогает ему есть и одеваться. Саша смог найти свою вторую половинку и обрести счастливую жизнь. Эта история – один из подвигов организации, маленькое чудо, случившееся в маленьком мире, под названием «Незабудка».
ПАМЯТКА: главным принципом метода Марии Монтессори является идея самовоспитания малыша. Родителям и воспитателем нужно понять, что ребенку интересно, создать необходимые развивающие условия и объяснить, как можно получить знания. Отсюда и девиз образовательной системы: «Помоги мне это сделать самому!».
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА: Алтайская краевая общественная организация родителей детей-инвалидов и инвалидов детства (АКООРДИИД) «Незабудка» берёт своё начало в 1995 году. Чуть больше двадцати лет назад группа родителей детей с ограниченными возможностями объединилась для осуществления общей цели – обеспечить своим детям комфортное и счастливое детство. Наконец, в 1999 году администрация Барнаула выделила помещение, в котором члены организации смогли самостоятельно обеспечить условия для обучения и развития детей. В 2010 году «Незабудка» переехала в новое место.
Ангелина Бушмакина, 8 класс, школа № 127, город Барнаул, газета «САМИ»
Диана Зидлер, 10 класс, город Заринск, газета «Одним словом»
927 Всего просмотров, 1 просмотров сегодня