Есть вопросик?

Как подготовиться к пресс-конференции

Многим из нас хотя бы раз в жизни придется побывать на пресс-конференции. Но далеко не все знают, как к ней подготовиться, уверенно чувствовать себя на встрече и создать из полученной информации качественный медиапродукт.

Пресс-конференция – формат, при котором в одном месте собирается определенное количество журналистов и один или несколько спикеров. Журналисты задают вопросы, спикеры на них отвечают. Как вы догадываетесь, от того, какие вопросы задают корреспонденты, зависит и то, какие ответы они получают для своего материала.

Мы провели пресс-конференцию с мастером спорта России международного класса по самбо, мастером спорта по дзюдо, бронзовым призером Всемирных игр, призером международных соревнований и членом сборной команды страны Владимиром Ждановым и чемпионом России, призером первенства мира, призером кубков России, первенств России и членом сборной команды страны по самбо Нурсултаном Саудакасовым. Наша беседа получилась живой, веселой и очень душевной. Вопросов было очень много, хотелось узнать все о жизни таких интересных людей. Нам повезло: в разговоре не было неловких пауз, мы, юные корреспонденты, знали, о чем еще стоит спросить спикеров. Так сложилось благодаря тому, что нам удалось грамотно подготовиться к встрече. Как это сделать, рассказываем!

Прежде всего, вам необходимо знать правило трёх «К»:
К – кто?
К – когда?
К – какая тема?

Эта информация нужна для того, чтобы правильно составить вопросы гостю.

Кто:

Вам следует заранее узнать об отвечающем как можно больше информации. Эти сведения нужны для составления портрета и выбора тем, которые с ним можно обсудить.
Если человек стеснительный, то, возможно, вопросы личного характера останутся без ответа.
Если же человек открытый, то можно позволить пару острых интересующих публику вопросов.

Когда:

Не опаздываем на мероприятие. Знать время проведения надо заранее. Также важно знать, где будет проходить пресс-конференция.

Какая тема:

Следует четко определить несколько тем для разговора и рассмотреть их с разных сторон.
А как же нужно правильно задавать и составлять вопросы гостю?
Прежде всего, следует помнить об этике журналиста. Когда вы будете задавать вопросы: встаньте, представьтесь, а дальше смело задавайте вопросы.

Но как их составить?

1. Готовьте вопросы заранее. Да, многие вопросы могут появиться в процессе разговора, но основные всегда должны быть у вас под рукой. Один журналист должен подготовить не менее трех вопросов.
2. При подготовке вопросов учитывайте, что они должны быть открытыми, а не закрытыми. На открытые вопросы человек дает развернутый ответ. В ответе на закрытый вопрос вы можете услышать короткий ответ: да или нет.
Пример закрытого вопроса выглядит так?
– Вам больше нравится самбо или дзюдо?
– Дзюдо.
Пример открытого вопроса выглядит так:
– Почему Вы решили заниматься именно самбо?
– Это долгая история. Начну с того, как я впервые пришел на тренировку...
3. Поймите, какой именно ответ хотите получить. Если не получили, попробуйте задать уточняющие вопросы.
4. Сфокусируйтесь на теме разговора и спикере. Оцените настроение гостя, его интерес к той или иной теме.
5. На самой пресс-конференции не забудьте включить диктофон. Сделайте фотографию спикера и снимите видео, если это потребуется в вашем материале.

Большинство участников нашей медиакоманды впервые побывали на пресс-конференции. Но почти все смогли грамотно сформулировать свой вопрос, задать его гостям и получить интересные ответы. Этого бы не вышло, если бы мы заранее не подготовились. Конечно, некоторые из нас волновались, другие были уверены в себе, но одно было общее – мы отлично провели время и познакомились с мастерами своего дела и очень хорошими людьми! А после пресс-конференции сделали общее фото, рассмотрели вблизи медали чемпионов, а некоторые из нас даже смогли с гордостью пожать руки гостям. Верим, что наши советы помогут вам в будущем, главное – пробуйте!

Авторы:

Арина Козлова, 14 лет, с. Быстрянка
Иван Мищенко, 16 лет, г. Барнаул

На мастер-классе педагога краевой детско-юношеской газеты «САМИ» Дианы Зидлер по работе с контентом в социальных сетях, мы узнали, что, на самом деле, грамотно оформить пост во «ВКонтакте» или в другой соцсети не так уж и трудно. Важно придерживаться некоторых правил. Делимся ими!

Если вы решили запостить фотографии:
1. Имейте качественные и разнообразные кадры на одну тему.
2. В «ВК» лучше всего постить четное количество снимков, чтобы они все были одного размера, их можно было хорошо разглядеть.
3. В «ВК» лучше использовать горизонтальные фото. Вертикальные же соцсеть может обрезать не так, как вам это нужно.
4. Фото должны быть четкими без смазанных рук, лишних деталей в кадре (например, вашего пальца, заслоняющего объектив камеры).
5. «Заваленный» горизонт, засвеченные или наоборот слишком темные снимки, неправильно построенная композиция – если это есть на вашем снимке, лучше подыскать другой!

При написании текста нужно соблюдать правила:
1. Текст самого поста нужно сделать более кратким и точным (если вы не пишете большую статью, например, в «Редакторе статей» в «ВК»). В начало текста ставим самые важные мысли, ближе к концу – менее важные.
2. Не бойтесь выражать эмоции в постах. Делайте это, конечно, с помощью эмодзи. Но не используйте их слишком часто.
3. Обязательно делите текст на абзацы. Сплошной текст в журналистике называют кирпичом. Читать его невероятно сложно и совсем не хочется.

4. Если текст достаточно объёмный, то для него нужно название.

5. При написании текста обязательно соблюдайте орфографические и грамматические правила.
6. Используйте хештеги, но и с ними стоит быть осторожнее. Хэштеги не должны занимать слишком много места в теле поста, уж точно не больше, чем основной текст.

Если публикуете видео:
1. Следите за качеством картинки.

2. В большинстве случаях аудитории нравятся короткие и интересные видеоролики. Учитывайте это. Для «ВК» больше подходят горизонтальные видео, вертикальные можно использовать в «ВК клипах».
3. К видео все равно необходим поясняющий текст. Следите за тем, что в кадре у вас все было понятно: либо кто-то что-то говорит, либо вы говорите за кадром, либо есть текст.
Делимся основными форматами, которые можно использовать в «ВК» для освещения мероприятий
1. Информационный пост (текст + несколько фото). Например, пост о том, как прошло открытие спортивного мероприятия.
2. Карточки (короткая структурированная информация + разработанный шаблон карточки). Например, пять карточек с изображением и описанием комплекта одежды и обуви борца.
3. Подборка (текст + фото/видео). Например, подборка из видео-уроков по изучению основных бросков в самбо.
4. Видеоматериал (текст + видео). Например, фрагмент интервью с мастером спорта по самбо.
5. Интерактивный материал (материал, с помощью которого вы можете взаимодействовать с аудиторией, и она с вами). Например, интерактивный тест «Какой вид спорта тебе подходит больше всего».

Екатерина Шаманаева, 8 класс, г. Заринск

КСТАТИ

Клип, который играет во всплывающем окне «О школе» в первой части проекта, сделала автор предыдущего текста.

А вот пример интерактивного материала

Авторы интерактивной фотографии:
Данила Кильдюшкин, 17 лет, г. Белокуриха Николай Петрищев, 15 лет, г. Белокуриха
Иван Мищенко, 16 лет, г. Барнаул

продолжаем про социальные сети

Главное – идея!
Как снять классный клип или вайн

Начнем с того, что вайн – достаточно новый, но уже популярный формат видеороликов. Видео носят развлекательный, рекламный или обучающий характер, длятся такие ролики не более минуты. Люди даже научились на них зарабатывать!

Расскажу, как же их создавать:

1. Обязательно должна быть идея, тема должна интересовать и быть близкой и знакомой аудитории. Тогда люди оценят, ведь найдут в ролике часть своей жизни.

2. После того, как вы выбрали, о чем хотите снимать, необходимо продумать план действий. Но лично я упускаю этот момент, так как люблю импровизировать, а если что-то идет не так, это легко исправить. Вы решайте сами: нужно ли планирование и прописывание сценария или нет.

3. Следующий этап – сама съемка. Часто, чтобы создать хороший ролик, необходимо наснимать много качественного материала. Это может занимать около двух-трех часов, а в итоге получится роли на три минуты. Снимать материал, который мы потом будем редактировать и публиковать в соцсети, можно как на телефон с хорошей камерой, так и на более профессиональное оборудование.

4. Последний и не самый простой этап – монтаж самого видеоролика с помощью специальных программ (CapCut, InShot). На этом этапе нужно из двухчасового материала выбрать самое нужное – примерно одна-две минуты какой-то информации. Ролик обязательно должен быть содержательным и не длинным, ведь большинство людей не любят смотреть долго одно и тоже.

Важно учитывать и такие моменты:
– Интересное содержание.
– Юмор.
– Доступность. Чем больше площадок вы охватите, тем лучше будет результат!

При соблюдении того, что вы только что прочитали, результат будет точно!
Но какой, зависит только от того, как хорошо вы выполнили первый пункт.
Всем удачи в создании клипов и вайнов!

Роман Каратунов, 11 класс, г. Бийск

Примеры постов и клипов, которые мы создали за время школы в группе во ВКонтакте

Пресс-релиз, интервью и хорошее настроение! Почему журналистам важно взаимодействовать с организаторами мероприятий и как это делать

Представители медиа постоянно взаимодействует с организаторами мероприятий на разных уровнях и в разных форматах. Делимся основными способами, которые помогут медиакомандам грамотно и качественно наладить контакт с оргкомитетом форума, фестиваля или другого события!

1. Следите за анонсами и пресс-релизами, читайте их внимательно. Организаторы мероприятий могут отправлять пресс-релизы на корпоративную почту издания или образовательного учреждения, публиковать их на своих сайтах и в соцсетях. В таких текстах они сообщают важную информацию о предстоящем мероприятии и обязательно указывают контакты, по которым можно связаться с нужными людьми и выяснить информацию. Кроме того, что журналисты сами узнают эту информацию, они могут опубликовать ее в виде собственных материалов, чтобы привлечь внимание своей аудитории.

2. Проведение пресс-конференций. Организаторы могут устраивать пресс-конференции где у них и участников есть возможность объяснить детали события, ответить на вопросы журналистов и обсудить актуальные темы. Такой формат позволяет журналистам создать разные медиапродукты: текстовый материал в газету, телевизионный сюжет, прямое включение в социальной сети.

3. Интервью с главным организатором. В более спокойной обстановке один на один журналист и организатор могут подробно обсудить множество тем. Поговорить о задумке форума или фестиваля, его целях и ожидаемых результатах. Кстати, это может быть частью информирования о предстоящем событии и увеличить количество его участников. В газету, на ТВ, радио, сайт и в соцсети можно «переупаковать» информацию по-разному и даже найти новые инфоповоды для материалов. Например, написать или снять портретное интервью с организатором мероприятия и рассказать не только о событии, которое он устраивает, но и о нем, как о человеке.

4. Проведение съемок и репортажей. Издания могут отправлять своих корреспондентов и операторов на мероприятия для создания текстовых и видеорепортажей. Это позволяет получить реальные образы и представить аудитории атмосферу и важные моменты события. Создается эффект присутствия зрителя или читателя на самом мероприятии.

5. Публикация обзоров и отчетов: После окончания мероприятия, СМИ могут публиковать обзоры и отчеты о его проведении. Это может включать фотографии, видеоматериалы, интервью с участниками и организаторами, оценки и рекомендации.

Представителям медиа будет полезно знать и использовать еще несколько советов:
– По возможности обсудите волнующие вас детали с организатором мероприятия, которое необходимо осветить, заранее. Узнайте, какое количество участников планируется, не забудьте уточнить время и место, спросите о том, люди какого возраста и статуса будут участвовать в событии. Это поможет вам заранее продумать ход действий, взять нужную технику и подготовить удачные вопросы.
– Обязательно запишите контакты организаторов в телефон. Важно всегда быть на связи. Это поможет избежать неприятных моментов. Например, когда вы, упускаете интересные моменты на мероприятии, потому что не оказались в нужном месте в нужное время.
– Обговорите с организаторами мероприятия, какой именно медиапродукт они хотят от вас получить. Возможно, им необходимо полноценное видео с фрагментами интервью, репортажем и соцопросом. Возможно, им важно, чтобы вы активно освещали мероприятие в соцсетях, или же им достаточно новостной заметки на школьном сайте. Понимание того, какой конечный продукт у вас должен получится, облегчит и ускорит работу над ним.
– Будьте доброжелательны и заинтересованы в том событии, которое планируете освещать. Проявляйте уважение и интерес к тому, что вам рассказывают организаторы. Так удастся избежать недопонимания и провести время за продуктивной работой с хорошим настроением.

Анастасия Сорокина,12 лет, г. Новоалтайск
Софья Шалина,13 лет, Быстроистокский район

История о том, как мы впервые брали интервью

Снарядившись камерами и диктофонами, мы отправились брать интервью у участников спортивной команды. Вопросы придумали буквально за минуту, быстро выстроили кадр и начали запись.

Во время беседы узнали много нового про самбо и про составляющую спортивной команды. Евгений, интересно рассказывая, дал нам информацию про сцену, которую они будут показывать в день закрытия, а также пояснил пару элементов самбо, которые им демонстрировали.

Было непривычно, но интересно одновременно и слушать спикера, и следить за камерой, звуком. Так как часть нашей подгруппы – тоже спортсмены, мы были рады хоть и малую, но часть своего времени провести с составляющей спортивной команды, с их дружным коллективом!

Авторы:

Денис Кокин , 17 лет, с. Власиха
Константин Гизбрехт, 13 лет, с. Гальбштадт
Константин Колесников , 16 лет, г. Новоалтайск

Региональный проект – школа «Юные амбассадоры самбо Алтайского края»
Проект создан на средства гранта Российского Движения детей и молодежи
Алтайский институт развития образования им. А.М. Топорова
Спортивный клуб «Метеор+» города Заринска
Алтайский край, г. Барнаул
2023