Розовая редакция

Первая из Первых

В этом году фестиваль «Свой голос» проходит при активной поддержке Российского движения детей и молодежи «Движение первых». Розовая редакция пообщалась с председателем совета регионального отделения «Движения первых» Ириной Рыбиной и узнала, каким должен быть настоящий наставник.

Почему Вы выбрали профессию учителя?

— Мое основное образование – педагог-психолог. Когда начинала определяться с профессией, поняла, что имею в себе силы помогать другим людям и хочу это делать. Я всегда умела радоваться не только за своим успехи, но и за победы друзей, родителей, учителей. С юных лет мне привили важное умение – делиться с другими своими знаниями и не требовать чего-то взамен.

Кто был Вашим наставником?

— Все начинается с семьи. Явно это родители: мама, папа, старший брат. Со мной не сюсюкались, меня сразу так кидали в жизнь, и я росла в достаточно строгих условиях. Родилась в далеком селе Речкуново Тальменского района. Жила далеко от школы, поэтому каждое утро пешком ходила большое расстояние. Мне кажется, такое испытание развило во мне желание учиться, преодолевать трудности, и тем самым расти. Сейчас, прожив достаточно большой период, я могу четко сказать: спасибо жизни, что у меня были такие сложности! Они позволяют мне сейчас четко стоять на ногах, верить в будущее. В школе наставником для меня был классный руководитель, он очень меня поддерживал. Конечно, в родном педагогическом университете моим учителем стала ректор Ирина Рудольфовна Лазаренко. Она всегда любила говорить правду и не боялась критиковать. Это весьма ценно для меня. На мой взгляд, только человек, которому ты интересен, способен сказать тебе, что нужно менять в себе. Благодаря ее напору я защитила кандидатскую диссертацию по педагогике. Мне кажется, все-таки мой главный наставник – это жизнь.

Какими качествами должен обладать настоящий наставник?

— Я думаю, важны любовь к ближнему, честность, готовность трудиться и профессионализм в определенной сфере.

Как развивался Ваш карьерный путь, в том числе в сфере наставничества?

— К карьере я отношусь очень равнодушно. Никогда в жизни не ставила планку, что я должна начинать с самых верхов. Я, наоборот, начинала с самых низов и развивала себя. У меня не было мотивации занять более высокую должность, хотелось больше самой развиваться и создавать возможности для других. Потом, конечно, карьера сама пришла. Я создала площадку для развития студентов педагогического университета, стала директором центра социального проектирования молодежных инициатив АлтГПУ. Позднее пригласили в управление по делам молодежи, а потом губернатор предложил занять пост председателя РДДМ.

Каким был опыт наставничества до работы в «Движении Первых»?

— До РДДМ я работала в АлтГПУ, сделала там свой авторский проект по созданию социальных акций. Мои ребята-выпускники уже выросли, стали сами педагогами и наставниками, разъехались по разным городам. Мне приятно, когда в какой-то праздник, например, в День Учителя, они звонят и поздравляют. Я рада, что хоть и достаточно молода, но уже обрела учеников. Ценю их и всегда готова помочь.

А какой Вы наставник для регионального отделения РДДМ?

— Я очень мягкая в плане наставничества: пытаюсь найти сильные и слабые стороны человека. Стараюсь делать так, чтобы человеку было комфортно, его внутреннее состояние отражалось на его работе. Никогда не заставляю насильно выполнять задачи. Конечно, есть момент «надо», но в моей команде все понимают, зачем пришли в Движение. Сейчас в штате 108 сотрудников. Я стараюсь каждому помочь и сделать его лучше. Порой, ощущаю себя «мамой».

Как наставник большого сообщества вы постоянно общаетесь с людьми. Получаете ли Вы удовольствие от такой непростой работы?

— От молодежи я всегда заряжаюсь драйвом и желанием жить. Сейчас мы работаем день и ночь, поэтому всегда приятно видеть счастливые и довольные глаза детей на форумах и фестивалях. Значит, все это не зря. Наши дети растут и развиваются вместе с Движением.

Как выстроена система наставничества в РДДМ?

— Для нас важно объединить сразу три сообщества: дети, родители, педагоги. Одна из ключевых ценностей Движения – семья, поэтому хочется, чтобы ваши мамы и папы тоже были вовлечены в образовательный процесс. На мой взгляд, родителю нужно и важно понимать, чем его ребенок увлекается, ведь в будущем – хобби может перерасти в профессию. На предстоящих форумах мы планируем вовлекать мам и пап в работу. Уже 3 июня в «Изумрудном» организуем большой творческий фестиваль, куда пригласим и детей, и родителей. Еще один увлекательный проект – семейные пикник, который тоже будет вскоре запущен совместно с парком.

Александра Сергеева, 7 класс, гимназия 74, г. Барнаул 

Позиция ученика – всегда защищённая

Каким мы обычно представляем себе педагога-хореографа? Он наверняка имеет поставленный голос, который слышно даже сквозь музыку. Наталья Зотова – руководитель  театра-студии современного танца «Хампти-Дампти», который работает в Барнаульском городском детско-юношеского центра. Энергия Натальи Владимировны заряжает других участников коллектива.  Имея огромный педагогический стаж, она вновь пошла учиться и получила образование в сфере гуманной педагогики. 

– Расскажите о начале своего творческого пути? 

– Это был 1992 год, я преподавала всё на свете: классику и джаз, основы акробатики, потом я поняла, что одной учить детей сложно. Начала приглашать педагогов, мы вместе создавали коллектив, занимались на Ленина, 66. Тогда не было названия, и родитель одного из учеников предложил название «Хампти-Дампти», что с английского переводится как шалтай-болтай, который есть в каждом человеке. Это внутренний ребёнок в человеке. Если он здоров и проявлен как личность, то он полноценен. 

– Как вы создаёте танцевальные программы?

– Театру-студии исполнилось 30 лет. В нашем коллективе сформировалась семейная обстановка, а наши выпускницы серьёзно развиваются. С детского возраста в студии преподаётся эмоциональный интеллект. Мы развиваем разные эмоции и чувства. Даже маленькие дети сочиняют свои хореографические композиции. Или создаём бессюжетную хореографию. У нас есть очень сильная команда, которая чувствует ДНК танца и нашего коллектива. 

– А почему вы решили получить образование в области гуманной педагогики? 

– Для того, чтобы создать современный танец, нужно быть современным человеком. В моём понимании современный человек – это тот, кто всегда двигается и развивается. У меня есть диплом психолога. Если мы не развиваемся и не являемся лидерами для себя и своей команды, то я не могу обсудить с ними любую тему. У нас нет запретных тем с детьми, мы можем станцевать про всё. В любом человеке есть сила, и тем более в ребёнке. Это жажда и сила должна расти, и мы не можем её остановить, если мы не растём, мы деградируем. Гуманная педагогика помогает выстроить здоровые отношения между обучающимся и преподавателем. Только свобода помогает человеку расти, и этому меня научили мои преподаватели. Гуманный – это не добрый, это ищущий. Позиция ученика – это всегда защищённая позиция, чтобы с нами ни происходило. Из какого-то негативного урока я должна извлечь лучшее. Я всегда учусь и развиваюсь. 

– Можете объяснить различие между гуманной педагогикой и авторитарной?

– Авторитарная педагогика – это, когда учитель всегда прав, он всегда в закрытой позиции. Он обделён возможностью развиваться, поэтому ему сложно из родительской позиции разговаривать с ребёнком наравне. Гуманный педагог всегда будет учеником. Я пользуюсь приёмами, которые описал Шалва Александрович Амонашвили в своих великих книгах. Быть учителем – это когда я выделяю лучшее в ученике и развиваю это. Если я вижу в учениках сильные стороны, то буду их взращивать. 

– Стало ли вам легче с помощью гуманной педагогики находить подход к творческим людям? 

– Да. Это словно пазл, который собираешь всю жизнь. Файлы собираются в общую картинку, которая помогает понимать детей.  Я всё время учусь у Шалвы Амоношвили. В свои 92 года он выглядит здоровее нас, продолжает писать книги и познавать мир. А также знает, что ему надо открыть новые центры гуманной педагогики по всему миру. Для меня Шалва Амоношвили – пример в этой области. 

– Быть педагогом – большая ответственность: с вас берут пример многие ученики. А что для вас значит быть примером? 

– Это прежде всего следовать примеру своих учителей и помнить всегда про их наставления. Если у меня есть наставник, значит я защищена. Как говорит Шалва Александрович: «Идёте к трудному человеку, поставьте меня сзади, и вы почувствуете, что у вас броня». У него есть его преемник – его сын. И у него тоже очень много интересных книг. Считается, что позиция ученика самая защищённая. Если я продолжаю быть им, то я и буду примером. Допустим, когда приезжают по приглашенихореографы, я встаю вместе с детьми и начинаю танцевать. 

– Какое у вас хобби помимо танца? 

– Занимаюсь психологией, гуманной педагогикой.   Также защитила диплом по открытию центра гуманной педагогики. 

Анастасия Сутуло, Леонид Игнатов, 10 класс, лицей №2, г. Камень-на-Оби

Лицей будущего

Фото 1: Мы попали на урок военно-спортивного класса: во время учёбы они практикуются в борьбе и стрельбе из автомата и пистолета 
Фото 2: Елена Худенко рассказала нам о филологическом и лингвистическом профильных классах и отметила особенности обучения в них 
Фото 3: Синквейн, который составили ученики 10 филологического класса для своего учителя 
Фото 4: Бумажный журавлик, сделанный одним из учеников лицея. В год педагога и наставника ребята делают такие фигуры, чтобы поблагодарить своих учителей за их труд

Алтайский краевой педагогический лицей превзошёл все ожидания юнкоров! Нашим экскурсоводом стала зав. кафедрой литературы педуниверситета, доктор филологических наукЕлена Худенко, которая преподаёт литературу не только студентам в вузе, но и детям в лицее, она подробно рассказала обо всех достоинствах АКПЛ.

Входим в здание и видим чёрную колонну, разрисованную мелом. На ней изображены различные даты, герб СССР. Внимательно рассматриваем стенды в коридорах. Один из них посвящен спортсменам АКПЛ, другой – воевавшим прадедам учеников. На повороте нас встречают бумажные журавлики с пожеланиями учителям. Далее – доски с фотографиями выпускников. 

Особенности обучения 

Оказываемся в небольшой комнате со шкафом, где книги ежедневно меняются. Каждый может взять одну себе и оставить другую здесь же – это называется book-кроссинг. Елена Анатольевна рассказывает о том, чему могут обучить в лицее: среди выпускников лицея дизайнеры, журналисты, кинологи и другие. Ученики участвуют в разных конкурсах, которые проводятся на базе университетов, пишут научно-исследовательские проекты, ориентированные на русский язык и литературу. Елена Худенко – выпускница филологического класса АКПЛ. В лицее она работает с 1994 года. Елена Анатольевна  отметила один интересный запрет лицея: нельзя употреблять слова, которых ты не знаешь: например, если в своей презентации, ты используешь слово «трансцендентальный», то тебе обязательно нужно пояснить его значение. 

Мы спускаемся на первый этаж в столовую – по словам учеников, кормят здесь хорошо. Коридоры в этом лицее достаточно запутанные – новичку здесь легко заблудиться. Рядом со столовой спортивный зал: он не очень большой, но вмещает в себя много турников, специальных лестниц и даже небольшой скалодром. Уроки физической культуры в лицее очень серьезные: здесь дети упорно занимаются на каждом уроке. Ещё мы заглянули на урок к филологическому классу: четыре ученицы сочинили синквейн – пятистрочное стихотворение об учителе и рассказывали его.

Возможности самовыражения 

Кабинеты здесь небольшие, что удобно для классов с малым количеством учеников. На одной из стен граффити с надписью «Мы едины» фиолетовыми буквами на фоне нарисованных людей – это символ разнообразия профилей лицея. Оказывается, ученики могут вносить какие-то изменения внутри лицея, конечно, не выходя за рамки приличия. Экскурсия завершается в небольшом актовом зале с деревянной сценой. Для нас проводят разминку для тела и артикуляционного аппарата. А в заключение немного танцев! Провожают нас так же тепло, как и встречали. Педагоги и их рассказы были очень интересными, поэтому и сама экскурсия получилась увлекательной и незабываемой. 

Ярослав Сумцев, 7 класс, лицей №52, г. Барнаул 
Фото: Валерия Филатова, 10 класс, лицей №73, газета «САМИ», г. Барнаул

«До сих пор неловко…». Забавные случаи с преподавателями

2023 год объявлен годом педагога и наставника, и поэтому мы решили поспрашивать людей на улице о забавных историях, связанных с их школьными учителями.

Валентина Ходак уже второкурсница, но всё ещё вспоминает с улыбкой вот такую ситуацию.
«В 6 классе мы с одноклассниками прыгали по партам, и в момент, когда на парте осталась только я, учитель вошёл в кабинет, увидел меня и сказал: «Ну всё, Ходак, допрыгалась! Сегодня родителям всё на собрании расскажу». Прилетело мне от родителей, конечно, сильно, но сейчас мы всей семьёй вспоминаем эту ситуацию со смехом».
А это история Азиза, который, кстати, тоже учится на 2-м курсе.
«Это произошло в 9 классе, когда мы проходили А. С. Пушкина. Мою учительницу литературы звали Татьяна Валентиновна, она была одной из самых строгих учителей в школе. На уроке на интерактивной доске она показала отрывок из одного произведения Пушкина, а я, не поняв, что это отрывок, выучил лишь его окончание.
На следующий день я пришел в школу на урок и начал читать выученный отрывок. Учительница сначала подумала, что я в шутку решил рассказать стихотворение с конца, но потом сочла мою ошибку оскорблением в адрес поэта, разозлилась и выгнала меня из класса. Больше таких промахов я не совершал».