Большая
часть ребят из нашей редакции – участники краевой программы «Усынови заказник».
Нам повезло – попали в биоквантум. Кажется, здесь ребятам все должно
быть знакомо и понятно.
Всё
начинается с лекции, совсем не похожей на скучный школьный урок.
Знакомимся
с педагогом Кариной Сергеевной Григорьевой. Под ее руководством ученики
биоквантума проводят интересные опыты, например выращивают томатофель – гибрид
картофеля и томата. После вводной экскурсии Карина Сергеевна предлагает и нам
приступить к опытам. К серьезным
исследованиям мы еще, конечно, не готовы, но смогли поработать с растениями,
рассмотреть их строение под микроскопом. Одна из участниц, Людмила Белоносова,
делится впечатлениями: «Рассматривая цветы под микроскопом, я была очень
удивлена. Там открывается совершенно другой мир. Насыщенный цвет, мелкие
капельки воды переливаются на свету. Это выглядит безумно красиво. Через окуляр
микроскопа видно ткани цветка, даже пыльцу на кончике тычинки. Мне очень
нравится видеть цветок с другого ракурса, совсем мне непривычного».
Следующий
этап работы – эксперимент с нашим участием. Вход в лабораторию допускается
только в белых халатах и перчатках. Наша группа проходит полную экипировку –
готовы приступить к изучению! Для дальнейшего исследования нам потребуются два
смелых добровольца, а смелых потому, что педагог предлагает взять зубной налёт
у нескольких ребят. Все находятся в недоумении… Но Виктория Чепель и Илья
Бойцов уже стоят у приборов. После
взятия налёта его окрашивают фукорцином, дожидаются подсыхания и нагревают над
спиртовкой. Запах уж очень специфический, ребята шутят про стоматологический
кабинет. Под микроскопом окрашенный налёт открывает нам изобилие ярких
микроорганизмов.
Окрашенный
налет на предметном стекле
(фото:
Алина
Екшибарова, АКДЭЦ , г. Новоалтайск)
Илья Бойцов дает комментарий происходящему: «Было странно… Несмотря на то что у меня дома есть микроскоп, я никогда не интересовался – какие микроорганизмы существуют и как они выглядят? Было удивительно видеть под микроскопом, как выглядят фиолетовые и зеленые бактерии на зубах».
По таким
снимкам ребята определяли особенности строения листьев различных растений
(фото: Алина Екшибарова, АКДЭЦ , г. Новоалтайск)
Мастер-класс
заканчивается, мы бурно обсуждаем увиденное. Ребята впервые побывали в детском
технопарке, он стал открытием для юных журналистов и подарил море необычных
впечатлений и эмоций.
Алёна Бабенкина, «Глобус ТВ», Ельцовский р-н село Ельцовка,
Софья Приезжих, отряд «Экопатруль», Крутихинский район
Виктория Чепель, «Глобус ТВ», Ельцовский р-н, село Ельцовка
Большинство
ребят из нашей редакции – экологи, и нам очень повезло оказаться именно
в биоквантуме и расспросить педагога Карину Сергеевну Григорьеву о ее работе.
– В ходе мастер-класса Вы неоднократно упоминали о том, что в конкурсе «ДНК» фонда
А.А.Мельниченко участвовали с проектом «Томатофель». Расскажите, пожалуйста,
поподробней об этом проекте.
– Первые попытки создания
томатофеля
появились еще в 19 веке, но, к сожалению, не
увенчались успехом. Мы попробовали получить томатофель с помощью прививки томата на картофель.
– С какими проблемами
Вы сталкивались в ходе работы с проектом? Решаемы ли они?
– Да, мы столкнулись с тем, что растения не давали
полноценного урожая. При их соединении томатов получалось значительно больше,
чем картофеля. Но эта проблема была решена с помощью гормональной регуляции
роста растений и их регуляции светом.
Вот кто
воспитывает будущее микробиологии Алтайского края.
(фото:
Алина
Екшибарова, АКДЭЦ , г. Новоалтайск)
– Будет ли Ваша команда
совершенствовать этот проект?
– Мы планируем продолжить эксперименты на уличном участке,
чтобы попробовать регулировать рост растений гормонами, а также на особой
системе – гидропонике. Она позволяет
выращивать растения без использования земельного грунта. Корни растения
расположены в специальном питательном растворе, растения выращиваются
при искусственном
освещении. Это позволяет легко контролировать рост растений и экспериментировать с ними в
течение всего года. Также мы хотим попробовать
вырастить томатофель, используя клетки каллуса.
– Можете подробней
рассказать про эти клетки? – Это такие клетки, которые еще не дифференцированы, и что
из них получится – неизвестно. С помощью
различных гормонов можно простимулировать рост как в корень, так в стебель и
даже в цветок.
– Вы упомянули еще и о проекте «Вертикальные
поля», какие у него особенности?
– Этот проект и есть одна большая особенность. Из-за
перенаселения с каждым годом приходится увеличивать количество посадочных
площадей, из-за чего происходит вырубка лесов, которые контролируют климат на
планете. А этот проект предлагает снять эти противоречия путём создания
экологичных вертикальных полей, которые перспективны с экономической,
биологической и с урбанистической точки зрения. Вертикальные поля можно
применять и на дачных участках для увеличения посадочных площадей, и в регионах
с избытком осадков, даже горных, ведь они приспособлены практически для любой
местности.
Витман
Елизавета, «Центр спорта и творчества Кытмановского
района», с. Кытманово
Шефер
Ольга, «Центр спорта и творчества
Кытмановского района», с. Кытманово
Директор
детского технопарка «Кванториум.22»
Сергей Анатольевич Мансков встречает нас с улыбкой и спрашивает, откуда мы
приехали.
Интервью начинается с вопроса о сотрудничестве с сельскими школами, ведь ребята
приехали на фестиваль из более чем двадцати районов края.
– У нас есть
мобильный технопарк, существуют выезды в отдаленные села Алтайского края. В
школах организуются «точки роста» и дистанционное обучение.
– Какие
квантумы чаще всего выезжают в отдалённые сёла и города Алтайского края?
– Био-,
аэро-, гео-, робо-, IT, VR/AR квантумы.
– Я хочу
попасть к вам в «Кванториум», как это сделать?
– У нас есть
сайт, называется «Кванториум22», в сентябре говоришь: «Мам, пап, надоело мне
сидеть в районном центре, хочу в Барнаул». Определяешься с направлением, и мы с
радостью принимаем тебя без конкурсов, экзаменов, собеседований.
– Сколько
детей обучаются в технопарке?
– Ежегодно к
нам поступает около 500 человек на бюджетное направление, остальные – на
платное. Всего у нас обучается около 2000 человек с 11 до 17 лет по семи
направлениям, IT – самое популярное в технопарке.
–
«Кванториум» – это новый центр
дополнительного образования, каковы перспективы его развития?
– Я рыдаю! Когда ты живешь в России – нет
чёткого понимания того, что будет в будущем. Вот вы мне расскажите, как через
пять лет у вас жизнь сложится? В какой
стране? Какой будет ваша профессия? В какую сторону вы идёте? Неизвестно. Эти
вещи сложны для понимания, но достоинство
«Кванториума.22» – он помогает создать
одинаковые условия для детей из
провинции и для детей из Москвы. Одно и то же оборудование поставляется в
Барнаул и Москву.
На беседу с Сергеем Анатольевичем у нас было всего
20 минут, но мы не упустили возможности сделать совместное фото
(фото:
Алина Екшибарова, АКДЭЦ , г. Новоалтайск)
– Какие
направления вы ещё хотите развить в 2021 году?
– Мы планируем открыть такое направление, как
медиа, в которое войдет газета «Сами». Будем учить вас снимать школьное
телевидение, обучать профессионально работать с радио.
– Выдают ли
удостоверения после окончания обучения?
– После
обучения дети получают сертификаты, но в будущем планируется сотрудничество с
высшими учебными заведениями. Программы разные, обучение зависит от педагога.
Где-то оно происходит поэтапно: от простых задач до сложных, других сразу
погружают с головой. Обучение происходит не только в здании, но и проводятся
различные экскурсии. Самая ожидаемая экскурсия – в медицинский
университет.
– Как повлиял коронавирус на работу« Кванториума»?
– Полтора месяца был
полный дистант, но после частичной отмены ограничений мы стали заниматься
небольшими группами заочно.
– Есть ли в «Кванториуме»дорогое оборудование?
– Да, есть самолет за миллион, который фиксирует
геолокацию, микроскопы, которые стоят около двух миллионов. Деньги выделяются
благодаря национальному проекту.
Алина Екшибарова, АКДЭЦ , г. Новоалтайск
Калашников
Никита, “Родник”, с. Троицкое
Пятков Иван, “Родник”, с. Троицкое
Соцопрос
Все мы хотели бы пообщаться с
людьми, подкованными в сфере науки и технологий, а тем более взять у них
интервью! Участникам нашего опроса мы предложили поразмышлять на эту тему и
даже придумать вопросы представителям науки в Алтайском крае.
Мы опросили 70 школьников, они
проявили свои знании в сфере науки, а юнкоры из Зелёной редакции
проиллюстрировали результаты опроса. Большая опрошенных - девушки, их было
около 70 %. Половина ребят, которые приняли участие в опросе, в возрасте до 14
лет.
Особый интерес вызвал вопрос о
выборе кандидата на интервью по теме развития науки в России. Лидирующую
позицию занял Валерий Фальков, министр образования и науки РФ. Какие вопросы
ему хотели бы задать? Оказалось, многих
ребят интересует развитие космической сферы и востребованность профессии
ученого в будущем.
Участники опроса порадовали хорошим
уровнем осведомленности в сфере науки и технологий. По результатам опроса мы
поняли, что наши ребята знают алтайских учёных и их разработки. Наибольший
вклад в развитие науки из наших земляков, по мнению ребят, внес Михаил
Калашников. А вот о Вячеславе Шишкове слышали очень мало опрошенных.
Карина
Маслова АКДЭЦ, с.Тогул
Дарина Соснина, АКДЭЦ, с.Тогул