«Дети – моя любовь, которую я всегда готова поддерживать и защищать. Поэтому иногда мне кажется, что решение стать педагогом будто родилось вместе со мной. В детском театре кукол «Аленький цветочек» я совместила два занятия, которыми горю
всю жизнь», – рассказывает Валентина Валерьяновна, улыбаясь.
В театральном коллективе охотно занимаются дети с ограниченными возможностями здоровья. Благодаря творчеству в них зарождается азарт и желание доказывать миру, что
они способны на многое. Ребята стараются брать на себя несколько разных дел одновременно, привыкают к правилу «чем больше ты загружен, тем больше успеваешь». Пробуют себя в разных направлениях, самостоятельно пишут сценарии и выступают
ведущими на праздниках.
Но основой все равно остается участие в спектакле. Чтобы создать постановку, недостаточно хорошо заучить текст и отточить движения – нужно оживить свою куклу.
«Вдохнуть душу в кусочек ткани может не каждый
ребенок, нужно чувствовать свою «напарницу», понимать, что она хочет показать и рассказать зрителю. Иногда детям удается оживить свою «актрису» настолько, что я забываю, что за ней всегда стоит кукловод», – говорит Валентина Валерьяновна.
Создать
гармонию между ребенком и куклой сложно, особенно если их характеры совсем разные.
«Ученику сложно играть злодеев, если он постоянно управлял доброй собачкой или котенком. Я не даю детям привыкнуть к образу – кукловод, как
и актер, должен быть универсальным и отдаваться полностью любой роли. На занятиях театралы читают стихотворения, темы которых постоянно меняются. Процесс обучения трудоемкий и очень непростой», – делится педагог.
Иногда юные
кукловоды задумываются о постановке собственных спектаклей. Чаще всего они не понимают, за что берутся, но педагог не противоречит им, давая самим понять, что без подготовки браться за режиссуру нельзя.
«К Новому году мы ставили
космический спектакль, заказали хорошие костюмы, с детьми работал хореограф. Когда я разбила ребят на творческие пары и поручила делать этюды, они поняли, что сами загнали себя в ловушку, но бежать уже было некуда. Спектакль был сложным,
работали около двух месяцев, но улыбки и аплодисменты зрителей окупили все старания», – радуется за своих учеников Валентина Панчишных.
За годы существования детский кукольный театр «Аленький цветочек» превратился в семью,
в которой педагоги учат детей общаться с разными людьми, не бояться конкуренции и бороться со стеснением. Без конфликтов сложно обойтись любому коллективу, но здесь все решается просто – за чашкой горячего чая после долго репетиционного
дня.
Олеся Воскубенко, 9
класс, школа №102, г. Барнаул;
Антон Герман, 11 класс,
Поспелихинская школа №1, с. Поспелиха;
Роман Зонов, 7 класс,
Поспелихинская школа №3, с. Поспелиха;
Валентина Головинова, 11
класс, школа №96, г. Барнаул
Фото: София Кочубенко, 2
курс ФМФиП, г. Барнаул
В стенах вуза царит особая атмосфера. Стоит только войти, и ты сразу погружаешься в мир, пропитанный искусством. Экскурсию нам проводит Елена Шангина – заведующая кафедрой театральной режиссуры и актерского мастерства. Наше путешествие начинается
со знакомства с классом сценического движения. Тут студенты института практикуют танцы и учатся чувствовать свое тело.
Мы снова в коридоре, идем дальше, по коридору таинственно гуляют люди в халатах, они выбегают из аудиторий
и скрываются в темноте. Мы приближаемся к темной комнате, которая больше похожая на каморку. На двери табличка с надписью «Реквизитная». Все, что нужно для постановок, находится здесь. В первую очередь, в глаза бросается обилие чемоданов,
которые хаотично разбросаны по полкам. Елена Федоровна говорит, что многие вещи они берут у пожилых людей, некоторые предметы быта им любезно приносят студенты, а что-то находят на свалках или барахолках. Здесь ничего не выбрасывают, реквизит
продолжает свою жизнь в различных спектаклях и этюдах. Даже труба длинной в полтора метра нашла себе применение в театре драмы во время спектакля «Самоубийца».
Экскурсия ведет нас дальше и приводит в место, где из студента
могут превратить в пожилого человека или наоборот в ребенка. Гримерка – это одно из основных помещений, предшествующих появлению чуда на сцене. Елена Шангина объясняет, что актерам необходимо владеть мастерством визажиста для гримирования
самих себя.
И вот мы уже в конце коридора, стоим перед последней дверью. Нет никаких вывесок, поэтому тяжело понять, что за ней. Единственное, что может дать подсказку, это странные звуки и крики. Пора заходить. Перед нами
комната, где студенты второго курса театрального факультета репетируют. Несмотря на то, что постановки ориентированы на детскую аудиторию, взрослым тоже интересно наблюдать за происходящим на сцене.
Спектакль закончился, теперь
будущие актеры и их педагог, по совместительству наш экскурсовод, готовы ответить на вопросы.
«Почему именно театр?», – раздается в тихом репетиционном зале первый вопрос юнкора. Староста группы, Иван Молодов отвечает: «А
в какую еще сферу идти, если не можешь сложить дважды два, не знаешь правила орфоэпии и физики?». Заведующая кафедры дополняет: «Я думаю, на этом курсе много талантливых ребят именно в актерской сфере. Каждый из них раскрывается по-своему.
Думаю, театр они выбрали потому, что многие поют, танцуют и пишут стихи. Театр – это вид искусства. Куда девать свои дарования, если их много? Поэтому они целенаправленно шли сюда».
Про вступительные экзамены нам говорят доходчиво:
«Асадова, не читайте Асадова, когда поступаете к Елене Федоровне», – раздался смех. Преподаватель улыбается и объясняет: «Потому что есть нравственная литература, а есть Асадов. И этих тютькиных-мутькиных не приветствуем здесь. Мы хотим
воспитываться на хорошей литературе, чего и ждем от абитуриентов. Чтобы приходили люди с художественным вкусом».
Студенты много шутят, что студенческой жизни у них практически нет: семь дней в неделю они находятся в институте
с утра и до вечера. Но с блеском в глазах уверяют, это для них – счастье.
Софья Небесных, 9 класс,
лицей №122, г. Барнаул,
Алина Милованова, 8
класс, школа №135, г. Барнаул,
Софья Ганзер, 10 класс,
гимназия №85, г. Барнаул
Фото: Софья Небесных, 9
класс, лицей №122, г. Барнаул
Среди опрошенных горожан было 26 школьников, 24 студента и 55 человек старше 26 лет. В 92% случаев люди, прошедшие опрос, были согласны с тем, что нужно организовывать коллективные походы школьников в театры, чтобы привить детям и подросткам
любовь к театральному искусству. Более того, 66% опрашиваемых считают, что поход в театр должен быть частью школьной программы по литературе, ведь постановки помогают лучше понять содержание изучаемых произведений. 59% респондентов
с энтузиазмом относятся не просто к обязательному посещению театров, но и к поощрению этого дополнительными баллами при поступлении в вузы. Интересно, что все опрашиваемые, независимо от возраста, положительно отнеслись к приобщению
школьников к театральному искусству. И всего 12% опрошенных учащихся были против этого.
Сегодня большое количество
людей уже ушло или уходит в новый цифровой мир. Но, тем не менее, по проведенному опросу мы можем сделать вывод, что театр все еще привлекает жителей нашего города. Более того, люди считают, что подрастающее поколение должно воспитываться
на этом виде искусства.
Юлия Матвеева, 16 лет, 10 класс, Поспелихинская школа №2, Поспелихинский ЦДТ,с.
Поспелиха,
Дмитрий Алексенко, 11 лет, 5 класс, Поспелихинская школа №1, Поспелихинский ЦДТ,с.
Поспелиха,
Полина Книс, 11 лет, 5 класс, Поспелихинская школа №2 , Поспелихинский ЦДТ,с. Поспелиха,
Екатерина Молодецкая, 16 лет, 10 класс, лицей №112, г. Барнаул