«Вся жизнь моя по бригадам»


Те, кто жил в годы войны, видели не только смерть и ужас. Несмотря на подстерегающую опасность и бесконечные сообщения о погибших,
люди пытались жить так, как до войны, искать радость в мелочах. Это давало им силы продолжать трудиться на благо Родины.
Об этом рассказала мне моя соседка — Татьяна Михайловна Перекопская. Я и не мог себе представить,
что эта жизнерадостная бабушка видела войну и трудилась в тылу.

IMG-20190423-192440

Татьяна Михайловна Перекопская встретила начало Великой Отечественной войны в 13 лет. Она — ветеран труда Алтайского края и Северо-Казахстанской области. Татьяна Михайловна родилась в 1928 году, и сейчас ей уже 91 год. Ее родное село — Ступинка, которое находится в Казахстане, некогда входившем в состав СССР. Позже, когда в Казахстане стали оформлять колхозы, отец перевез семью в близлежащее село Дубровное. А еще через пару лет семья Палатовых перебралась в Буденновск.

В Буденновске весной 1943 года пятнадцатилетнюю Таню впервые отправили на работу в поле. «Женщины садились на трактор, а дети на сеялку. Так проходила посевная. Летом и осенью был сенокос, — рассказывает Татьяна Михайловна. — Когда скирдовали снопы сена, всем девкам нравилось на связках соломы сидеть. А я не любила эту верхотуру, потому оставалась одна помогать взрослым». Далее брали быка и подвозили сено. Так она работала в годы войны.

Каждую зиму из сельских ребят формировали бригады по пять человек и отправляли на стройку. Бригада юной Тани занималась погрузкой. Если совхоз вызывал ребят, значит, на станцию приходили вагоны с кормами, углем или цементом. Подростки нагружали грузовые машины, потом их подхватывала другая бригада.«Эта работа была не под силу, но куда денешься? Вышел на работу — значит работай,» — признается Татьяна Михайловна.

Таким образом она работала вплоть до 1945 года, когда с фронта вернулся ее отец. «Раненый пришел, избитый весь был, но самое главное — живой», — говорит женщина. В этом же году ее отправили на учебу. По словам Татьяны Михайловны, это было в обязательном порядке, потому что на заводы требовалась рабочая сила. Ее перевели в Петропавловск, где она проучилась шесть месяцев и встала за станок. На заводе пришлось работать четыре года. «Не понравилось мне в третью смену работать, и я уволилась, — рассказывает ветеран. — Стала работать поваром, хотя и на том же заводе, в столовой. Они меня уже отпускать не хотели. А я баба деревенская, меня все в родную деревню тянуло — в городе я как-то не приживалась».

Послевоенное время было очень тяжелым. Была острая потребность в кадрах, потому директор завода перенаправил Татьяну на работу в детский сад нянечкой. В то время у нее было подозрение на онкологическое заболевание. Тогда ей было запрещено работать с детьми, и ее отправили в онкологический центр. «Меня проверили, — рассказывает Татьяна Михайловна, — и сказали, что если повторная проверка покажет положительный результат, то меня отправят на лечение. Мамочки в детском саду заволновались, и я второй раз поехала в больницу. Мне сказали: «Ну раз второй раз попала, то будем тебя облучать». После этого в садике я работать больше не могла». Несмотря на это, Татьяну не могли полностью освободить от работы и перевели на должность технички. Так она проработала до самой пенсии.

«Военное время отняло у меня очень много сил, — признается Татьяна Михайловна. — Я полностью в подростковом возрасте посадила свое здоровье: и нервы, и суставы. Вот вроде я иду здоровая — все хорошо, а потом слабость, как приступ, и я уже встать не могу». Именно поэтому Татьяну устроила работа техничкой. Она до обеда работала, а потом приходила домой и отдыхала до следующего дня. У не были две маленьких дочурки, которых Татьяна растила в одиночестве. «Вот такая вот жизнь моя. С сорок третьего года все по бригадам».

Несмотря на тяготы жизни, преследовавшие Татьяну Михайловну, она вспоминает и хорошие времена. Рассказывает о том, как по ночам они убегали из бригад, в которых их держали день и ночь, не отпуская домой к семье. «Нас в бригаде кормили, мы там и спали. А мы-то молодые — нам на танцы, погулять охота, — смеется ветеран. — Нам уже по шестнадцать, а в семнадцать-то уже девка начинается». По словам Татьяны Михайловны, их бригада никогда не оставалась ночевать. Они уходили гулять сразу после того, как выполнят работы. Это было единственным способом хоть немного отвлечься и отдохнуть от непосильной для подростка работы.

На вопрос о том, как Татьяна Михайловна узнала о начале войны и какие чувства она испытала, ветеран отвечает: «Нам объявили по радио и сразу же стали мужиков на фронт забирать. В том числе, и нашего отца. У меня это не вызывало никаких чувств: тогда было не до этого. Просто тяжесть чувствовалась».

Молодые годы прошли в работе. За свои труды Татьяна Михайловна получила четыре медали и два удостоверения ветерана труда. «Я храню это просто так, — признается она. — Никакого проку от всего этого я не получила. Недавно мне опять что-то передавали. Меня дома не было, и парень отдал посылку моим детям. В ней было поздравление и конфеты. Я понимаю, что люди хотят показать, что помнят о таких как я — ветеранах. Ну а другие-то не помнят. Вот и тот парень не знал, что я военная баба. А попался бы он мне — я б ему глаза протерла».

Татьяна Михайловна Перекопская прошла войну в тылу в Казахстане. Сейчас она заслуженная труженица военного времени. Она живет в Барнауле и старается радоваться жизни, хотя с горечью вспоминает свою молодость. Она живет одна, и ее единственное увлечение — это вязание.


Никита Коханов, 11 класс, АКПЛ, г. Барнаул. Газета «Сами»




<- Предыдущая история | Следующая история ->

Другие истории:
...