альтернативный текст

По-настоящему виртуальная реальность

(27.05.2019)

Что вы представляете себе, когда слышите о виртуальной реальности? Что-то современное, почти ненастоящее и очень сложное. Победив во Всероссийском VR/AR конкурсе, проходившем в Москве, ребята из детского технопарка «Кванториум.22» доказали: виртуальная реальность алтайским школьникам по силам.

VR/AR - одно из направлений алтайского «Кванториума». Такие технопарки были созданы, чтобы помочь детям реализовать себя на разных площадках и тем самым подготовить их к будущим профессиям. Здесь ребята получают начальные компетенции в тех или иных направлениях и реализуют собственные проекты, нацеленные на развитие региона или России в целом. Алтайский кванториум имеет семь направлений – квантумов: HI-TECH цех, био-, гео-, робо-, аэро-, IT-квантумы и VR/AR (виртуальная и дополненная реальность). Каждый квантум – отдельное направление. «Например, HI-TECH цех – сердце кванториума. Это самый прикладной цех, где происходит визуализация тех или иных предметов. Если мы сделали 3D-модель, то только HI-TECH может воплотить её в жизнь. В аэроквантуме буквально из соломы и палок делают квадрокоптеры. К гео обращаются, если нужно, допустим, расположить лагерь. В данном, VR, мы занимаемся виртуальной реальностью», - рассказывает Семён Наполов, педагог дополнительного образования детского технопарка алтайского края «Кванториум.22».

По его словам, учебный материал, который выдают детям, даже не нужно упрощать: с маленькими «кванториацами» он просто изучается дольше, а старшие идут по более широкой программе. Виртуальной реальностью занимаются ребята от 13 до 17 лет, дополненной – от 11 до 13, а самые юные (до 10 лет) могут попробовать себя в создании анимации. Педагог старается объяснять понятным языком: «Единственное, что я упрощаю, наверное, это способ общения. Я разговариваю с учениками так, как говорил бы с собственными детьми».

Семён сравнивает виртуальную и дополненную реальности с двумя сторонами одной и той же медали. Ведь и там, и там используются одинаковые компетенции: это 3D-моделирование, программирование и анимация. Но их коренное отличие в степени погружения и взаимодействия. Весь смысл дополненной реальности в том, что после наведения телефона на плоское изображение мы видим объект или некую информацию о нём. Это может быть не только статическая картинка, но и 3D-модель, игра, приложение или видео. «Виртуальная реальность немного сложнее, но не в плане понимания, а в плане потраченного времени. Фактически, это та же дополненная реальность, только с более детально проработанным внутренним миром. VR – это симулятор, а в нём одним объектом не обойтись, только если это не симулятор камня в поле», - смеётся Семён Наполов.

О фестивале, проходившем в технопарке «Сколково» в Москве нам рассказывает Владимир Кондыков, один из воспитанников «Кванториума»:

- Нам сказали, что в Москве будет проходить всероссийский конкурс, для которого набирают команды из разных городов. Эти команды за три дня создают какой-то проект по заданию. Сам хакатон (форум) проходил со 2 по 6 апреля, а участвовало всего более 350 человек. Мы прилетели и решили, что пойдём на задание TAU – компании,

производящей перчатки для виртуальной реальности. Для нее нужно было сделать либо «рисовалку», графический редактор, либо конструктор химических цепей. Мы выбрали редактор. Я, Кирилл Минаев и Вадим Четошников занимались дизайном, а Даниил Косарев и Даниил Кукарцев - программированием. Узнав, что команда из Красноярска получила такой же кейс, мы решили объединиться и создать один общий проект. Так мы победили. Каждому участнику подарили по квадракоптеру, футболке TAU, вручили грамоту и путёвку в лагерь «Смена» в Анапе. Но в другом конкурсе один из наших проектов также выиграл путёвки в тот же лагерь, на ту же смену. Теперь у меня две путёвки на один сезон!»

После рассказа Владимира у каждого появляется возможность опробовать тот самый симулятор. Надеваем шлем, берём в руки джойстики, и мы уже в комнате художника. Перед нами стол, предназначенный для рисования, в правой руке кисть, а в левой – палитра. Рисовать, правда, можно только зелёным и красным цветом и использовать стирательную резинку. Не только стол, с которым взаимодействует человек, но и комната детально проработана. Поворачиваемся, смотрим вверх, под ноги и видим не только пол, потолок и стены, но и предметы быта – картины, растения, мебель.

Мы слышим, как снаружи, вне шлема, Даниил Косарев, ученик «Кванториума», рассказывает об этом симуляторе: «Это наглядный пример того, что мы делаем - пишем программы для очков виртуальной реальности. Этот симулятор художника – задание от компании TAU. Нам нужно было сделать программу для рисования с перчатками. И вот что получилось. Оно работает. Пускай не совсем стабильно, но работает».

Кроме симулятора художника, ребята разрабатывают много проектов: это визитки, открытки, буклеты с доп. реальностью для разных компаний. Есть и самостоятельные проекты ребят. О них рассказывает Даниил Кукарцев, который был капитаном VR-команды в Москве:

- В качестве практической работы мы делали «Прогулку по барнаульской набережной» - тур виртуальной реальности. Пользователь может надеть очки и пройтись по набережной, ощутить всё, что там есть, для этого мы прорисовали саму набережную и часть Нагорного парка. Этот мы делали примерно неделю «чистого» рабочего времени.

По его словам, на создание приложения с хорошо детализированной дополненной реальностью уходит около суток. «Но меня привлекает виртуальная реальность, потому что там больше возможностей, больше простора для творчества. Опыта, конечно, пока больше в работе с дополненной реальностью».

На вопрос: помогают ли занятия здесь на уроках в школе, Даниил отвечает так: «Занятия в кванториуме и занятия в школе информатикой – две разные вещи. Там мы всё ещё пишем код на языке Паскаль на листочке, а здесь создаём виртуальную реальность».

В алтайском технопарке создаются и смежные проекты. Так VR/AR направление вместе с биоквантумом разрабатывает органоиды растительной клетки. Это помогает ребятам с разных площадок обмениваться информацией.

Еще одна традиция всех «Кванториумов» - тематическая неделя, которая проходит один раз в месяц. Сейчас идёт неделя истории. Ребята будут готовить задания на историческую тему. «Мы должны снять видеоролик про участников Великой Отечественной войны либо тружеников тыла, известных в Барнауле. Мы презентуем свои проекты и отправляем в Москву, и самые лучшие из них там уже публикуются. Но это не принудительно: те, кто действительно хотят, занимаются этим, а те, кто не очень хотят, – чем-то другим. Мы предоставляем им возможность понять, стоит идти в этом направлении или нет. У нас ребёнок может поучиться в одном квантуме полгода, понять, что это не его, и спокойно перейти в другой квантум», - говорит Семён Наполов.

Он рассказывает, что попасть в технопарк не так сложно, как многим кажется: достаточно записаться и пройти собеседование. Даже если у вас нет специальных знаний, вам не откажут в обучении. Возможные препятствия – возраст и ограниченный набор. Например, в VR направлении 5 групп. Количество мест в группе ограничено: в IT и VR – это 12 человек. «Надо успеть подать заявку. Но как только другие ребята успели отучиться или потеряли интерес, места освобождаются. В конце концов каждый находит для себя то, что он хочет делать. А наша задача – зажечь эту искру в детях, чтобы они могли проявить себя».


Автор: Анастасия Целовальникова, 10 класс, школа №127, город Барнаул