альтернативный текст

Мутный Онегин

(05.07.2018)

После постановки «Евгения Онегина» в Алтайском государственном театре кукол «Сказка» я подслушала разговор. Бабушка оживленно объясняла своей десятилетней внучке:

– Евгений не любил Татьяну, а потом полюбил, но было слишком поздно, – и это, однако, настоящее открытие после полуторачасового спектакля.

– А, понятно, - ответила девочка и тут же заключила, – Мне было скучно.

Конечно, десятилетний ребенок не обязан понимать всё происходящее в спектакле 14+, но держу пари, если бы мы не изучали «Онегина» в школе, я бы тоже не многое вынесла.

Прежде всего потому, что текст романа заметно подсократили, не пожалели даже «писем», а пустоты заполнили схематичными образами. Так от петербургского блеска остались какие-то человеческие рукопожатия на заднем плане и весьма интересный вальс. Не знаю, что написал указанный в программке композитор А. Чвёрткин, но музыка на балу была нота в ноту «Вальс» Игоря Корнелюка для сериала «Мастер и Маргарита» 2005 года.

Итак, с бала Сатаны мы переносимся в деревню. Ничего не изменилось, только добавился маленький пейзаж в окошке – холмик и дом. Расскажу о любимом эпизоде, связанном с этим образом: очередной Пушкин читает отрывок отрывка «Зима! Крестьянин, торжествуя», а конкретно о лошади и ямщике. Чтение обрывается и посреди этого пейзажа появляется рука, грозящая пальцем: это грозит мать дворового мальчика, который, как вы помните, отморозил пальчик, и о чем в спектакле не было сказано. Хотя, пока махали этой неоткуда взявшейся рукой, можно было спокойно дочитать отрывок до конца. Уместить полностью роман в час двадцать невозможно, поэтому мы будем отрывать по кусочку из каждой сцены и пытаться скрепить их между собой.

Роль «клея» играют слоняющиеся по сцене люди в черной одежде, читающие текст от автора. Хотя за него зритель принял маску Пушкина, которая периодически появляется и читает текст. Кто все эти люди, которые своей ходьбой закрывают немногочисленные куклы и действия на заднике? Что это за безликие альтер эго Александра Сергеевича? Если в «Черной курице» нам сразу было понятно, что артисты без кукол – подземные жители, то тут они часто сбивают с толку. В одном из сюжетов «Наших новостей» художник Ольга Акимова объяснила, что никто не Пушкин, все работают лишь над созданием образа творца, который может быть даже в перышке. Теперь перед спектаклем помимо текста-оригинала нужно просматривать все новостные сюжеты о премьере.

Жаль, что в новостях не объяснили занятную игру артистов, управляющих Евгением и Татьяной. Посреди одного из центральных монологов, кажется, это было письмо Онегина к Татьяне, кукла-Онегин в каком-то порыве буквально улетает за кулисы. В то время как артист выходит на край сцены и продолжает усиленно произносить слово за слово. Или их непонятные передвижения во время финального объяснения. Евгений и Татьяна (на этот раз куклы) стоят по разным углам сцены, обмениваются репликами. Вдруг внезапно всё обрывается, они меняются местами и, как ни в чем не бывало, продолжают разговор. Напряжения в финальном эпизоде и так никакого, а они снова всё сбивают. В итоге артисты совсем забывают управлять куклами и сами начинают жестикулировать и говорить реплики друг другу глаза в глаза. Странно, что деревяшек совсем не бросили на пол или опять не запустили в полет.

И благодаря такому исполнению в показанных образах сложно уловить единство. В равнодушной старческой маске с каким-то полотном наподобие балахона не видно ни няни Татьяны, ни Арины Родионовны. Не стоить забывать и о сцене дуэли, где, кажется, все происходило в разных вселенных: бумажные куклы-дуэлянты из одного мира, руки актеров, держащие в окошках револьверы из другого, маски Ольги и Ленского живут своей жизнью в другом. Тут, в кульминационном моменте, собрать разные приемы, которые появляются на протяжении всего спектакля то тут, то там, оправданно. Зрителю показали, как одной пулей можно лишить одного человека жизни, второго счастья, третьего покоя. Не ясно только, зачем из подбитого Ленского летит бабочка и пробякав через всех персонажей благополучно удаляется за сцену, чтобы больше нигде не появиться. Так же не было до конца понятно, что показывают тени в загадочном желтом диске-луне: мечты ли персонажей или их внутреннее состояние? Почему тогда в финальных сценах показывают тень перелистывающейся книжки?

Как правило, такие перелистывающиеся книги дают нам ответы на душевные запросы, также, как и музыка, и кино. Постановка же – какой-то генератор вопросов, которые, к сожалению, неразрешимы.


Автор: Екатерина Карзова, 11 класс, МБОУ СОШ №3, г. Новоалтайск