альтернативный текст

«Мои дорогие белые люди…»

(05.07.2018)

Сейчас о проблемах расизма говорят во всем мире. Люди массово обмениваются информацией, в интернете то и дело всплывают случаи, получающие отклик не только за рубежом. В начале 2018 года на русском YouTube только ленивый не загрузил видео-ответ на ролик Саши Кэт и не обсудил фотографию из интернет-магазина H&M.

В конце 2017 года блогер Саша Кэт выложила на свою страницу в Инстаграм фото, на котором она с помощью макияжа сделала себе темную кожу. Как уверяет сама Саша, причиной стало то, что в комментариях под другими видео ее осуждали за слишком бледное лицо, и она решила предстать в образе полной противоположности. Однако интернет-сообщество резко отнеслось к творчеству девушки. Сашу Кэт обвинили в использовании блэкфейса.

Так что же такое блэкфейс?

Блэкфейс – это разновидность театрального грима, который использовали комики для изображения чернокожего человека: люди красили лицо гуталином, оставляя область вокруг рта не закрашенной, для изображения больших губ, надевали курчавые парики, перчатки и фраки, или наоборот – лохмотья.

Шоу с участием людей в таком гриме были распространены в Америке и Европе с середины XIX века. На представлении актеры показывали комические сценки из жизни чернокожих людей, основываясь на распространенных стереотипах. Для создания образа в шоу использовали традиционные песни рабов, чечетку и жаргон, вместе с этим появился образ страдающего из-за несправедливости человека.

Быстрый ответ общества

После публикации фото на Сашу Кэт посыпались гневные комментарии. Пользователи YouTube разделились на два лагеря: одни осуждали Сашу, а другие поддерживали. Никсель Пиксель (Ника Водвуд) – одна из первых блогеров, кто решил поднять и обсудить эту проблему. Она опубликовала видео, в котором в первую очередь призывала остановить агрессию против Саши. Однако на блогершу посыпалось еще больше оскорблений и угроз.

Как утверждала Никсель Пиксель, вне зависимости от того, знала ли Саша, что совершала расистские действия или нет, итог получился один – задеты чувства людей: «Отсутствие знаний о расизме, отношение к этому, как к разным оттенкам кожи, обвинение других людей в излишней обидчивости, все это указывает на наличие привилегий». Привилегии – это преимущества, которые есть у людей, обладающих определенными характеристиками. Некоторые привилегии закреплены в культуре, например богатство, светлая кожа, молодость, худоба и другие. Система привилегий отражает социальное неравенство: «Если у тебя есть привилегия светлокожести, то ты не испытываешь дискриминации на основе темнокожести», – отмечает Ника.

Костюмы делаются, исходя из самых ярких стереотипов, таких как темная кожа, большие губы или «рэпчик на фоне», и все люди воспринимаются и оцениваются на уровне этих стереотипов. На это блогерша говорит: «В конечном счете, от костюма можно будет избавиться, но для темнокожих людей это не костюм – это их жизнь. Они не могут его смыть или снять. Темная кожа для них, это не игра и не модный лук, и не эксперименты со внешностью, это просто их жизнь, и это то, из-за чего они сталкиваются с дискриминацией по сей день».

История с H&M

8 января этого года в интернете прогремел скандал с участием международной сети магазинов одежды «H&M». На их официальном сайте было опубликовано фото темнокожего мальчика в кофте с надписью «Самая крутая обезьянка в джунглях». Общество отреагировали на снимок после того, как певец The Weeknd, который на тот момент сотрудничал с магазином, написал пост в Twitter: «Проснулся этим утром

потрясенным и растерянным из-за этой фотографии. Я глубоко оскорблен и больше не буду работать с H&M».

После этого случая появилась вторая волна видеоблогеров, которые продолжили поднимать тему расизма. Один из ярких примеров – Данила Поперечный.

В своем ролике блогер сказал, что считает «косяк» H&M непреднамеренным расизмом, и весь негатив, который перенесла корпорация, не равносилен проступку: «Я уверен, это произошло случайно, так как в этой коллекции были фотографии с чернокожими мальчиками и в других кофтах». Однако, по мнению Поперечного, H&M имеет огромный пласт торговли в США, поэтому в такой ситуации они должны постараться полностью восстановить свою репутацию перед американцами.

В конечном счете, после шквала критических комментариев, компания публично извинилась: «Мы искренне приносим извинения тем, кого могла задеть эта фотография. Изображение удалено из всех онлайн-каналов H&M, а продукт не будет продаваться на территории Соединенных Штатов».

Еще не все равно

Также Поперечный рассуждал о том, что нельзя осуждать русских за непреднамеренный расизм, потому что мы мало о нем знаем. Чернокожие люди для наc в диковинку, и из-за этого у нас видение ситуации, отличное от зарубежных стран.

По мнению Данилы, то, что сделала Саша Кэт – это не расизм, и те нападки, которые девушка пережила, незаслуженны. Вот, как он это объяснил:

Во-первых, блэкфейс – это конкретно карикатурный образ чернокожего человека, направленный на насмешку. Во-вторых, в России много темнокожих, чьи предки жили в стране и не были рабами. В-третьих, у русских о темнокожих в большинстве своем положительные стереотипы. Например, для нас темнокожие – это хорошие рэперы и успешные баскетболисты, также мы никогда не сталкивались с гетто и преступностью в них.

В подтверждение своим словам Поперечный рассказал, что рос в Воронеже, куда приезжают учиться темнокожие, иногда прямо из Африки. Блогер отметил, что нельзя наверняка утверждать о наличии у всех темнокожих людей рабского прошлого: «Если у людей один цвет кожи, то это не значит, что у них одна культура». Он считает, что «грести всех под одну гребенку» это и есть проявление расизма.

Проблему обсуждали еще сотни. Одни соглашались с Никой и утверждали, что проявлением расизма будет нанесение темного грима на лицо вне зависимости от того, зачем это делается. В то же время, иное понимание блэкфейса у Поперечного закончилось аналогичным выводом. Он подчеркнул, что не все темнокожие люди подвергались дискриминации, и когда мы говорим о том, что они обижаются на пародии, то перестаем различать их как личность и оцениваем только как определенный, низший слой общества. Это ли не расизм?

Везде есть нюансы и аспекты, которые влияют на видение всей картины. Важно, что это обсуждается в обществе, и все больше людей говорит о том, что расизм – это плохо. Мир не такой как сто лет назад, он изменился, и о расизме не умалчивают – с ним борются.


Автор: Надежда Королькова, 11 класс, Гимназия №42, г. Барнаул