Десять вопросов олимпиадникам

Олимпиадный сезон 2020/2021 подошёл к концу, а значит, пришла пора поздравить призёров и победителей интеллектуальных соревнований, а также извлечь из прошедших состязаний урок на будущее. Десять вопросов об олимпиадах, на которые ответили школьники со всей страны, помогут разобраться в том, для чего нужны олимпиады, как выбрать соревнования для себя, а также разработать победную стратегию. 

1. Чему нужно уделить внимание при подготовке к олимпиаде? Как не потерять мотивацию, изучая задания прошлых лет?

Карина Бикмаметова (Оренбург), победитель заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников (ВсОШ) по английскому языку, стажёр ОЦ «Сириус»:

– В первую очередь нужно обратить внимание на саму структуру олимпиады и понять, что от вас требуется в каждом задании. Затем построить план подготовки, некую систему, с помощью которой вы будете заниматься. Не потерять мотивацию легко, если вы знаете поговорку «Москва не сразу строилась». Невозможно знать сразу всё, поэтому и важно поддерживать уверенность в себе и медленно, но верно идти к цели, каждый день повышая свой уровень знаний хотя бы на чуть-чуть. Есть такая бизнес-стратегия: если вы улучшите каждый аспект производства на 1%, то прибыль будет больше ваших вложений. Так же и с олимпиадами!

2. Как «не выгореть» при подготовке?

Арина Смирнова (Череповец), двукратный победитель регионального этапа ВсОШ по литературе, призер регионального этапа ВсОШ по физике, искусству, русскому языку, стажёр ОЦ «Сириус»:

– Чтобы не выгореть, лучше пробовать готовиться по-разному, смотреть на предмет с разных сторон. Например, сегодня я проработаю задания ВСОШ, а завтра посмотрю видеоразборы испытаний прошлых лет. И, конечно, огромный стимул даёт осознание всех привилегий, которые получишь при победе в олимпиаде. Представлять, как ты выходишь за дипломом заключительного этапа ВСОШ, – это заставляет двигаться дальше! 

3. Участие в нескольких олимпиадах – это «распыление» сил или увеличение шансов на победу?

Софья Федоренко (Москва), член сборной Москвы по русскому языку, призёр заключительного этапа ВсОШ по русскому языку, двукратный победитель регионального этапа ВсОШ по русскому языку, стажёр ОЦ «Сириус»:

– Мне кажется, тут нельзя ставить союз «или». И шансы на победу увеличиваются, но и силы уходят.

Я считаю, что имеет смысл участвовать в нескольких олимпиадах, если:

1. Олимпиады— это твоя основная деятельность. Нагрузка в школе и всё прочее сведено к минимуму.

2. Это различные олимпиады по одному предмету. Тогда каждая олимпиада является полезной тренировкой.

Но я бы не советовала совмещать разные олимпиады по разным предметам, не снижая школьной нагрузки.

4. Для того чтобы выиграть олимпиаду, надо всё знать? Удача существует?

Артем Фучижи (Белгород), призёр регионального этапа ВсОШ по литературе, стажёр ОЦ «Сириус»:

– Удача определённо существует. Особенно на литературе. Многое зависит от того, какая тема попадётся, да и от того, какие попадутся проверяющие. Но в то же время исключительно на удаче олимпиадную карьеру построить нельзя, школьную программу надо знать близко к совершенству, хотя даже этого недостаточно. Задания по русскому языку требуют экскурса в лингвистику, а в олимпиаде по литературе всегда приветствуются демонстрация своего читательского багажа.

5. Всероссийская олимпиада школьников или олимпиады Перечня Министерства   науки и высшего образования? Что надёжнее, а что интереснее? Что легче выиграть?

Алиса Лезина (Челябинск), двукратный победитель региональных этапов ВсОШ по русскому языку и литературе, стажёр ОЦ «Сириус»:

«Перечневки» – моя любовь. Для того чтобы выиграть ВсОШ, нужно действительно очень усердно работать, много готовиться. Там от тебя требуется очень большой объём знаний. Олимпиады из Перечня бывают очень разные! И это даёт возможность найти «свою» олимпиаду. Например, я обожаю «Высшую пробу» (олимпиада, организуемая НИУ ВШЭ – прим. ред.). Очень нравится её формат. Зачастую там требуются не какие-то определённые знания, а умение логически мыслить. Но тут есть опасность! Может случиться такое, что «озарения» не произойдёт, тогда на диплом надеяться не стоит. Я бы сказала, что ВсОШ более предсказуемая олимпиада, но к ней требуется очень хорошая подготовка, а олимпиады из Перечня для меня легче и интереснее, но иногда может просто не повезти. Хотя последнее относится ко всем олимпиадам!

7. За день до олимпиады обычно начинается паника, назойливые мысли типа «Я ничего не знаю» так и лезут в голову. Как взять себя в руки?

Юлия Абрамчук (Барнаул), призёр регионального этапа ВсОШ по литературе:

– Самое главное – вспомнить, что все накопленные знания никуда так просто не исчезают. Всё, что ты когда-либо учил, навсегда остаётся в памяти. При этом очень важно понять, что ты сделал всё возможное, что мог на данный момент, и не переборщить с верой в победу. Например, если убедить себя, что ты точно займёшь призовое место, а потом не получить его, можно очень сильно разочароваться. И последнее – пойми, что ты занимаешься тем, что приносит тебе удовольствие, осознай, что работаешь с тем, что любишь, и напряжение постепенно ослабнет.

8. Олимпиаду пишут в среднем 3-4 часа. Как наиболее рационально распределить это время?

Полина Драганова, призёр заключительного этапа ВсОШ по литературе, победитель регионального этапа ВсОШ по литературе, стажёр ОЦ «Сириус»:

– Всегда сижу до конца. На олимпиаде времени в обрез. Обычно не задумываюсь над тем, как распределить этот ресурс, так как сразу включаюсь в работу и лишь иногда отрываюсь, чтобы проследить за ходом стрелок. Лучше к такому марафону быть готовым заранее – например, без перерыва слушать длинные лекции.

Но возможен и такой вариант: сначала набросать мысли на черновик (достаточно схематично), сделать небольшой перерыв, а затем начать на чистовике продуманно облекать мысли в слова. В процессе можно позволить себе ещё раз отвлечься на пейзаж за окном, но главное – вовремя вернуться к работе.

9. Поражения почти неизбежны на пути олимпиадника. Как не опускать руки после проигрышей?

Али Горшенёв (Магас), победитель регионального этапа ВсОШ по литературе, участник заключительного этапа ВсОШ по литературе:

– Я думаю, нужно прежде всего ответить себе на вопрос: хотел бы я участвовать в олимпиаде в следующем году или нет? Если да, то нужно сразу же взять себя в руки и начать готовиться. Очень может помочь тот факт, что многие выигрывали свой «Всерос» (заключительный этап ВсОШ – прим. ред.)  лишь со второго раза (хорошо мотивирует просмотр интервью участников прошлых «Всеросов» или участие в конференциях и встречах с ними).

10. Что дадут олимпиады, помимо льгот при поступлении?

Сергей Шарков (Новоалтайск), призёр олимпиад «Физтех» и «ОРМО» по математике:

– Олимпиады не только предоставляют льготы при поступлении, но и учат тебя решать нестандартные задачи, находить наилучшие пути к ответу. Более того, олимпиады можно интерпретировать как хобби, а значит, участвуя в них, ты находишь единомышленников, с которыми соревнуешься, работаешь в команде, тем самым развивая в себе способность быстро решать сложные проблемы и не сдаваться, когда что-то не получается.

Андрей Сизов

 39,300 Всего просмотров,  3 просмотров сегодня

Еще материалы

Беби-бум на дорогах

«Да их там вообще не учат, что ли?!» — слышу я от своего отца, когда его не очень грациозно подрезает какой-то юноша в подержанной «девятке».

 23,999 Всего просмотров,  9 просмотров сегодня

Читать далее

Невероятная и удивительная

Татьяна Сергеевна Шатова работает в Доме художественного творчества детей с 2011 года педагогом дополнительного образования и руководителем образцового детского коллектива Алтайского края студии тележурналистики «Панорама+».

 7,244 Всего просмотров,  5 просмотров сегодня

Читать далее

Превосходные детские каракули

Ежегодно редакция газеты «САМИ» проводит выставку и конкурс печатных изданий «Свежая строка». На протяжении 16 лет выставка собирает газеты, журналы, литературные сборники, которые создаются детьми

 83,640 Всего просмотров,  4 просмотров сегодня

Читать далее