Мастерами…рождаются!

Наша память подобна тонкой нити, с которой мы боимся потерять связь. Она глубоко засела в нашем сознании, и мы свято храним её. У всех свои способы вернуться назад, хотя бы ненадолго. Кто-то пересматривает фото и видео, а вот Ольга Рудаенко, которой в текущем году было присуждено почётное звание народного мастера Алтайского края, возвращается в прошлое с помощью ткачества, ремесла, которым занимались еще ее прабабушки.

Как всё начиналось

Ольга Викторовна Рудаенко родилась в селе Михайловском Алтайского края. Отучившись в школе, она отправилась в Барнаул, чтобы продолжить обучение в АлтГУ на экономическом факультете. Вспоминая об этом, мастерица улыбается и говорит: «Пригодилось. Считать научили». Там же она познакомилась со своим мужем Алексеем. Казалось бы, всё сложилось — учёба, любимый человек. Что ещё нужно? Но судьба распорядилась иначе. Ещё со школьной скамьи Ольга интересовалась прошлым. Послереволюционная история её не интересовала. Интересовало древнее, неизведанное. Через несколько лет она занялась изучением истории своей семьи, посещала архивы, искала информацию про генеалогическое древо. Выяснила, что её семья относится к старообрядческому и старожильческому крестьянским родам по линиям родителей. «Они были крестьянами, значит каждая женщина занималась рукоделием, ремеслом. Почти в каждой семье занимались ткачеством» — говорит Ольга, подводя итоги своих поисков. Так появилась заинтересованность в этом необычном деле. А точкой невозврата стал однажды подаренный диск «Ткачество поясов на ниту». Муж сделал инструменты сам, и вместе они соткали свой первый пояс.

Первые победы

«Когда прикоснулась к чему-то такому, чем занимались мои прабабушки подумала: «Ой, как же это интересно, своими руками вещь соткать. Это же не просто связать, сшить. Это будто ниточка, связывающая поколения».  В 2014 году Алексей сделал первый станок. На нём начала ткать дорожки, половички. Очень хотелось, чтобы дома были такие вещицы – из натуральных материалов, сделанные своими руками. Когда соткала первую дорожку – восторг был неимоверный. Теперь делаю не только для себя, но и для людей. Кто-то берёт работы для декора, а кому-то, как и мне, очень хочется соприкоснуться с историей» — говорит мастерица о своих первых работах.

И, возможно, это осталось бы увлечением, если бы не знакомство с работниками Государственного художественного музея Алтайского края. В 2014 году отдел традиционной культуры проводил конкурс «Ярмарка талантов». Там-то Ольга и познакомилась с Татьяной Александровной Боровцовой: «Я была так счастлива. Наконец-то я нашла своих единомышленников. Ведь раньше были моменты, когда я считала, что это никому не нужно, и может быть, не стоит этим заниматься. Это невостребованно. Ведь любая работа требует отклика. Я сделала пояски – они лежат. А хотелось, чтобы это ещё кому-нибудь было нужно. А когда познакомилась с Татьяной Александровной поняла, что это правильный выбор. Для меня радость – создать вещь, и теперь я могла поделиться этой радостью. Сделаю пояс и бегу в музей, поделиться. И они мне показывали образцы старинных работ, поддерживали меня во всём. Именно работники музея дали мне стимул для участия в конкурсе «Народный мастер».».

Поездка в Москву

В 2016 году Ольга Рудаенко представляла Алтайский край во всероссийском конкурсе «Русь мастеровая», который проходил в столице России. Оргкомитет отобрал 65 участников из 37 регионов страны. Они соревновались в восьми номинациях, среди которых было и ткачество. За 7 часов в реальном времени мастерам было необходимо создать вещь и презентовать её. Всех участников номинации «Ткачество» наградили дипломами, что, по словам Ольги, случилось в первый раз, так как жюри не смогли определиться в том, какая работа лучше. Однако из 65 человек председатель жюри наградил специальными призами только двоих. Одной из них была мастерица Алтайского края, Ольга Рудаенко: «Было очень приятно. Мне вручили прекрасную иллюстрированную книгу «Золотая хохлома». Книга, в самом деле – вещь на века. Там узнать очень много нового для себя. Конкурс укрепил меня в мысли, что нужно продолжать своё дело. По Интернету общаюсь с ткачами с других регионов, но только не с Алтайского края – здесь их просто нет.». К слову, участникам нужно было привезти своё оборудование, и муж сделал для Ольги специальный станок, который можно было уложить в сумку. Москва мастерице не понравилась. Городская суета, люди, вечно куда-то спешащие: «Я вообще по натуре скорее деревенский человек несмотря на то, что живу в Барнауле. Тут держит семья. С такой радостью отсюда убегаю летом. Домой, к родителям, с дочками. Отдыхаю там душой. Это, наверное, моя мечта. Иметь домик в деревне. Деревянный, и чтобы никаких лишних нагромождений, как в городских квартирах бывает.»

«Рукой обожжённую солнце достать и подарить его людям»

Все станки, на которых работает Ольга, были сделаны её мужем вручную. Пряжу для шарфов, палантинов, половичков и поясов она покупает сама. Любимых работ у мастерицы нет – каждую она пропускает через свою душу и оставляет в ней частичку себя, рассказывает Ольга, расстилая дорожки удивительной, тонкой и простой, красоты. Периодически её работы выставляются в музеях. В конце мая этого года «Город мастеров» выделил Ольге помещение под мастерскую, которое они с мужем отремонтировали, оборудовали и украсили, сделав из комнатки настоящую горницу с веретёнцами, прялками, станками, поясами, раритетными вещицами и ароматов сосны, витающим в стенах.

Главная цель мастерицы – передать своей опыт другим, протянуть  ниточки прошлого в полотно настоящего. Со старшей дочкой Ольга занималась вышиванием, они вместе делали куколок. В итоге дочь самостоятельно занялась сухим валянием, теперь она делает из шерсти красивых, реалистичных кошек. Младшую дочь мастерица ласково называет «талантище» и рассказывает, что дочка замечательно рисует, и в следующем году будет поступать в художественную школу. Тянется за старшей и тоже делает кошек – правда, из полимерной глины. Также Ольга воспитывает следующее поколение мастеров – к ней приходят учиться непростому искусству ткачества. «Главное, чтобы было желание» — улыбается она. Приезжают группы школьников, для них заботливая хозяйка проводит мастер-классы и экскурсии: «Очередь занимают, друг за другом тянутся. Нужно суметь уловить тот момент, когда ребёнку это интересно. Поэтому нужно привлекать детей в ремесло, показывать им процесс. Когда на дне города сидела, ткала, люди проходили мимо, смотрели, фотографировали. Из всего потока зрителей всего лишь две девушки осознанно смотрели на этот процесс».

На прощание мастерица пригласила к себе в студию. Действительно, в эту уютную обитель хочется возвращаться снова и снова. В эту горницу, в которой прошлое приобретает реальные очертания, становится нитками в каждом половичке, поясе.

Еще материалы

Все экспонаты выставки «Свежая строка» 2017 онлайн

Газета «Одним словом»Газета «Перышко» (приложение к газете «Одним словом»)Газета «Эксперимент»Газета «НЛО»Газета «Вместе»Газета «Планета детства»Газета «Вести лицея»Газета «Глаз&Глас»Газета «Жизнелюб»Газета «ЛиК»Газета «Наша Ыстория»Газета «Парус» (СОШ №125, г. Барнаул)Газета

Читать далее

Отсюда начинался Барнаул

Говорят, что барнаульцы ходят по серебру. Эта поговорка появилась еще тогда, когда работал местный сереброплавильный завод. Правда, он давно заброшен, но все равно интересен горожанам

Читать далее

Гут, а не капут

От людей, которые никогда не учили немецкий язык, нередко можно услышать: «кому нужен язык, на котором говорят только в Германии?» или «немецкий – очень грубый

Читать далее

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *